Информационно-коммуникационные технологии
ИКТ — комплекс производственных процессов, методов и программно-технических средств, которые собраны воедино с целью сбора, обработки, хранения, трансляции, и использования информации.
Началом для появления ИКТ, стало появление письменности, а затем и возникновение книгопечатания. А после информационно коммуникационные технологии прошли ещё 4 этапа становления такие как:
- Этап, на котором происходит появление механических технологий: телефоны, радио, пишущие машинки и тд. В конце XIX века;
- Первые изобретения, связанные с электронно-вычислительными машинами;
- Появление первого персонального компьютера;
- Впервые появляется определение информационные технологии в 1958 году. И по сей день происходит становление современных информационно-коммуникативных технологий.
Для современного этапа, который пронизывает и нашу жизнь, характерно сильное влияние на все процессы общества. Не стали исключением и наука, культура, политика, экономика и образование.
Характеристики информационно-коммуникативных технологий
Давайте рассмотрим, что же характерно для информационно-коммуникативных технологий:
- Внедрение во все сферы жизни человека;
- Изменения процессов приобретения информации;
- Оцифровка любого вида информации, такого как текст, аудио, видео;
- Легко изменяются при необходимости;
- Позволяют создавать новые типы коммуникаций.
Средства ИКТ
Чтобы более точно понять суть темы, необходимо рассмотреть средства, которые обеспечивают доступ к информации:
- ЭВМ;
- Персональные компьютеры;
- Интернет сети;
- Различные носители информации;
- Локальные сети;
- Искусственный интеллект;
- Машинная графика;
- Различные средства связи.
Виды ИКТ в сфере образования
- Программные: офисные программы, которые помогают приготовить уроки, лекции и прочее;
- Специальные, помогающие передать и найти информацию;
- Телекоммуникационный, обеспечивающие процесс общения между участниками в сфере образования.
Оборудование
Для того, чтобы осуществить информационно-коммуникативный процесс, требуется специальное оборудование, например:
- Все, что связано со связью: это и устройства связи, программное обеспечение и прочее;
- Различное оборудование для измерения и управления. К таким можно отнести: устройства, помогающие в автоматическом вычислении, а также средства осуществляющие контроль;
- Вычислительная техника, к примеру, вычислительные машины и тд;
- Оборудование для воспроизведения аудио и видео формата;
- И хранение информации: флешки, карты, диски и тд.
Задачи информационно-коммуникационных технологий в сфере образования
В наши дни происходит активное внедрение информационных технологий в образовательную сферу. Такая информатизация необходима, связи с изменениями в современном обществе, для улучшения качества обучения.
Нет времени решать самому?
Наши эксперты помогут!
Контрольная
| от 300 ₽ |
Реферат
| от 500 ₽ |
Курсовая
| от 1 000 ₽ |
Можно выделить следующие задачи, которые поставлены перед процессом внедрения ИКТ в образовательную деятельность:
- Улучшение качества процесса обучения используя ИКТ;
- Икт способствует повышению интеллектуальной и творческой деятельности учащихся;
- При помощи информационно-коммуникативных технологий можно произвести объединение различных видов учебной деятельности;
- Произвести адаптационный процесс ИКТ обучения в соответствии с потребностями и возможностями каждого ученика;
- Сделать процесс воспитания непрерывным и преемственным;
- Необходимо разработать и внедрить методы и средства дистанционного обучения, основываясь на ИКТ;
- Сделать образовательный процесс более совершенным, и подходящим современным реалиям;
- Повысить уровень актуальности современного образования и соответствия требованиям общества и государства.
Классификация ИКТ
Средства ИКТ в сфере образования можно классифицировать по таким параметрам:
По решаемым образовательным задачам:
- Это средства, которые обеспечивают базовую подготовку учеников. К ним относятся: электронные учебники, различные системы обучения и контроля знаний.;
- Средства необходимые для практических занятий: практикумы, задачники, программы, тренажёры.;
- Вспомогательные материалы: словари, игры, хрестоматии;
- Комплексные средства, такие как дистанционное образование
Относительно функций педагогического процесса:
- Информационно-обучающие средства. Это могут быть электронные книги, справочники и тд.;
- Интерактив, к примеру: электронные ящики, вебинары и тд;
- Средства поиска, такие как системы поиска, каталоги и тд.
По типу информации:
- Электронные ресурсы, содержащие текстовую информацию такую, как: учебные пособия, тесты, словари и тд.;
- Ресурсы с визуальной информацией: презентации, фотографии, схемы и диаграммы, а также презентации;
- Ресурсы в аудиоформате: музыка, всевозможные записи, речевые упражнения;
- Комплексные ресурсы из аудио и видео форматы: лекции, экскурсии и тд;
- Комбинированные ресурсы: различные пособия, задачники и тд..
По форме применения информационно-коммуникативные технологии в педагогике:
- Урочные;
- Внеурочные.
От формата взаимодействия с учеником:
- Offline связь;
- Online связь.
Аспекты использования
В педагогическом процессе выделяют несколько аспектов ИКТ:
Содержательный. Означает, что информационно-коммуникативные технологии могут быть применены:
- Для того чтобы занятие, в определённой области, было более наглядным. Для этого используют, например: плакаты, таблицы, презентации;
- При формировании персональных мини-тестов;
- При создании домашних заданий, различных тренажёров, и тд.
Мотивационный. Это когда ИКТ используют для пробуждения интереса и мотивации, формируя их таким образом:
- Создавая учёт индивидуальных возможностей и потребностей в рамках процесса обучения;
- Расширяется выбор методов, форм, содержания и типа организации процесса обучения;
- Создаётся больше возможностей для раскрытия потенциала учеников;
- Создание условий для расширения навыков учащимися использования ИКТ, которое необходимо для продуктивного взаимодействия в обществе.
Учебно-методический. Принцип состоит в том, что ИКТ используется педагогом для усиления наглядности и повышения интереса к информации, которую он хочет донести ученикам. Для этого могут быть использованы различные ИКТ, и на любом этапе образовательного процесса:
- На этапе подготовки к занятию. Планирование, создание наглядного материала, написание проекта;
- В самом учебном процессе и на этапе закрепления;
- В организации самостоятельной работы;
- Когда необходим дополнительный материал;
- Для контроля знаний, и проверки результатов:
Организационный. То есть информационно-коммуникативные технологии могут быть использованы, как для:
- Индивидуального обучения;
- Или для группового формата уроков:
Контрольно-оценочный. Различные виды контроля знаний, такие как: входное тестирование (на определение уровня знаний), промежуточное, итоговое.
Преимущества ИКТ
Информационно-коммуникативные технологии играют огромную роль в организации любых процессов, будь то процессы внутри компании, образовательные или политические. С их помощью можно оказать воздействие на любую сферу нашей жизни. Давайте рассмотрим преимущества ИКТ:
- Быстрая связь между объектами процессов по средствам ИКТ;
- Возможность хранения огромных объемов информации;
- Быстрая передача информации;
- Возможность автоматического поиска информации;
- Автоматизация обработки информации;
- Создание новых форматов взаимодействия;
- Аналитика и прогноз результатов;
- Стимуляция развития.
Как мы видим современный процесс образования невозможен без ИКТ, который принёс в эту сферу множество преимуществ связанных с автоматизацией процессов, а та же с возможностью донести любую информацию в наглядной форме и многое другое.