Процессы, протекающие в сфере государственного управления вначале XXI в., закономерно привлекают пристальное внимание, как ученых-теоретиков, так и управленцев-практиков. Они нуждаются в глубоком осмыслении, поскольку их нерешенность порождает негативные последствия как для мирного сообщества, так и для отдельных стран. Произошло осознание того непреложного факта, как справедливо замечают авторы одного из докладов Римского клуба, что «устойчивое общество никогда не возникает в рамках мировой экономики, которая опирается на действие только рыночных сил, далеко не всемогущих, несмотря на всю их важность для осуществления инновационного процесса… Рыночный механизм крайне восприимчив к самым незначительным явлениям сегодняшнего дня, но вряд ли может быть надежным компасом для решения долгосрочных задач… Управление является попыткой привести хотя бы подобие целесообразности в субъективное, иррациональное и порой противоречивое поведение политических деятелей, экономистов и всех остальных членов нашего общества».
Зародившись в глубокой древности в форме общинного самоуправления до государственного периода, самоуправление существовало на всех последующих этапах развития общества и государства, выступая в качестве самостоятельного явления общественной жизни…