- Главная
- Блог
- Полезные советы
- Как научиться разрешать конфликты: рекомендации специалистов
Как научиться разрешать конфликты: рекомендации специалистов
- Дипломные работы
- Курсовые работы
- Контрольные работы
- Рефераты
-
Полезные советыУзнай стоимость своей учебной работыПожалуйста, укажите тип работыПожалуйста, укажите предметПожалуйста, укажите тему работы
Конфликты возникают между людьми разного возраста, пола, социального статуса. Это нормально. Полностью исключить подобные ситуации нельзя. Можно изменить свое отношение к ссорам и научиться своевременно уходить от скандала. Как это сделать? Психологи называют существующие способы разрешения конфликтов. Предлагаем о них поговорить.
Общее понятие и причины возникновения
Что же такое конфликт? Психологи дают сложное определение этому термину. На самом деле можно сказать проще. Конфликт – это столкновение интересов. У участников ситуации не совпадают мнения, жизненные позиции, отношение к чему-либо.
Ссоры возникают по определенным причинам. Их можно условно поделить на группы:
- Объективные. Они приводят не к самому спору, а к предконфликтной ситуации. Могут быть надуманными (мнимыми) и реальными. К этой категории можно отнести разногласия материального, морального или духовного характера.
- Организационно-управленческие. Они бывают структурно-организационные, функционально-организационные, личностно-функциональные и ситуативно-управленческие.
- Социально-психологические. В качестве примера можно назвать конфликт поколений, появление неформального лидера, разрушающего благоприятную атмосферу в коллективе, проблемы, связанные с социально-психологической адаптацией «новичков» в команде. К этой категории можно назвать любые психологические и социальные предпосылки, которые приводят к ссоре.
- Личностные или субъективные. Не секрет, что все люди разные. В качестве примера для этой группы причин можно назвать завышенную или заниженную самооценку, психологическую неустойчивость или банальную нехватку воспитания.
Возникновение споров между людьми – это нормально. Их отсутствие свидетельствует не о хорошем взаимопонимании между членами коллектива, а об отсутствии взаимоотношений вообще.
Выбираем способ разрешения конфликта
Попавший в конфликтную ситуацию человек должен сам решить, как себя вести в общении с оппонентом. Вариантов может быть несколько:
- Уклонение. Мнение о том, что от ссор «уходят» слабохарактерные люди, ошибочно. Умение уклоняться от конфликтов – искусство. Такую манеру поведения обычно выбирают люди, которые считают возникшую ситуацию бесполезной, неблагоприятно влияющей на атмосферу в коллективе.
- Приспособление. Такой тип поведения может быть выбран при любом виде конфликта. Обычно его используют в рабочих коллективах, где руководитель стремится всеми способами поддержать взаимопонимание между коллегами.
- Принуждение. Этот вариант обычно используют директора, которые настаивают на своем, применяя власть.
- Противоборство (конфронтация или конкуренция). Вид поведения характерен для участника спора, обладающего достаточной силой, позволяющей решить проблему в свою пользу.
- Сотрудничество. Этот метод решения конфликтов возможен при условии, что предмет спора важен для обеих сторон, и они готовы урегулировать возникшую проблему.
- Компромисс. Приняв такое решение, человек демонстрирует высокую культуру общения.
Невозможно однозначно сказать, какую манеру поведения нужно выбрать в том или ином случае. Все зависит от личных качеств участника спора и обстоятельств возникновения ситуации.