Мозговой штурм: применение метода при реализации учебных программ

Время чтения:  7 минут
8 апреля 2021 г.
1 238
Узнай стоимость своей учебной работы смайл
Пожалуйста, укажите тип работы
Пожалуйста, укажите предмет
Пожалуйста, укажите тему работы

Что отличает опытного бизнесмена от среднестатистического предпринимателя? Умение найти нестандартное решение при возникновении сложной ситуации. Одним из самых популярных и эффективных способов поиска является метод мозгового штурма. Его по праву считают перспективной формой учебной деятельности, которую можно применить по отношению к разным возрастным группам. Стараясь заинтересовать учеников и развить их творческие способности, многие учителя применяют мозговой штурм на уроке. Они считают, что использование методики целесообразно при изучении любых предметов.

Мозговой штурм

Мозговой штурм: общее понятие и немного истории

Давайте разберемся, что же такое мозговой штурм. Под этим термином подразумевают основанный на интеллекте и творческом подходе метод, позволяющий разрабатывать нестандартные способы решения проблемы. В процессе его реализации участники предлагают большое количество разнообразных вариантов, из которых потом выбираются самые оптимальные. Интересными могут оказаться от 10 до 15% предложений.

Брейншторминг – отличный способ привлечения к работе всех участников группы. В процессе обсуждения стимулируется их творческая активность, побуждается желание выразить свое мнение по конкретному вопросу. Метод активно используют не только в бизнесе, но и в процессе обучения. Он позволяет учащимся (студентам) ощутить свою успешность, поверить в свою состоятельность в интеллектуальном плане. Благодаря этому материал усваивается гораздо быстрее, и учебный процесс становится более продуктивным.

Основоположником метода считают Алекса Осборна. В далеком 1941 году он впервые предложил способ оперативного решения проблем при помощи стимулирования активности участников обсуждения. Он заметил, что при большом количестве предложений участники обсуждений могут быстро найти оптимальный вариант. Свои наблюдения копирайтер американского рекламного агентства «BBD&O» изложил в книге «Прикладное воображение», которая впоследствии стала наглядным пособием не только для руководителей (ТОП-менеджеров) компаний, но и преподавателей различных учебных заведений.

Традиционно мозговой штурм делят на три этапа, которые отличаются по организации и правилам проведения. Далее мы расскажем о них более детально.

О мозговом штурме в процессе обучения

Как мы уже говорили, методику Алекса Осборна часто применяют преподаватели разных учебных заведений. Используют ее для достижения различных целей. Брейншторминг помогает:

  • стимулировать творческую активность школьников или студентов;
  • научить участников группы применять имеющиеся теоретические знания на практике;
  • активизировать деятельность учащихся на занятиях;
  • научить слушателей формировать собственное мнение об обсуждаемом вопросе;
  • развить способность концентрировать внимание на поиске актуального и простого способа решения проблемы;
  • сформировать у участников группы необходимые профессиональные и жизненные навыки;
  • научить школьников (студентов) работать в команде, проявлять терпимость к чужой точке зрения, уважать мнения других участников занятия.

Опытные педагоги рекомендуют для занятий с использованием мозгового штурма интересные для учащихся темы, позволяющие развивать их творческий и исследовательский потенциал. Преподавателю следует позаботиться о том, чтобы поставленная перед участниками задача имела максимальное количество решений. Это позволит привлечь к их поиску и обсуждения всех учащихся.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что основной целью проведения учебных занятий и использованием мозгового штурма является развитие творческого, нестандартного мышления у учащихся.

Посещающие занятия с применением брейншторминга школьники (студенты) учатся коротко и ясно выражать свои мысли, продуктивно работать в команде, искать новые, нестандартные подходы к решению задач. В результате занятие проходит в активной форме, которая существенно отличается от стандартных уроков.

Метод помогает преподавателям поддержать в процессе занятий отстающего или неуверенного в себе ученика, повысить их самооценку. Перед руководителем ставятся определенные задачи. Ему предстоит:

  • рассказать участникам групп о правилах проведения мозгового штурма, контролировать их соблюдение на каждом из этапов;
  • учувствовать в обсуждении (при необходимости);
  • предлагать нестандартные способы решения проблемы (особенно это важно в случаях, когда у участников группы не получается раскрыть свой творческий потенциал).

Брейншторминг активно применяется в работе и с детьми младшего и среднего школьного возраста. У них подобные занятия проводятся в виде деловой игры.

Стандартный урок с применением метода мозгового штурма выглядит так:

  • формируются группы учеников, численностью от 7 до 9 человек;
  • учащиеся получают предварительную консультацию;
  • преподаватель назначает ведущего в каждой группе (при желании учащиеся могут его выбрать самостоятельно или договориться, что эту роль по очереди будет выполнять каждый из них), который будет следить за выполнением правил;
  • из числа участников группы выбирается секретарь, который будет фиксировать поступающие предложения;
  • ученики обсуждают правила и уточняют условия выполнения задания.

Завершается подготовка определением времени на выполнение первого этапа. В среднем он длится 20 минут.

Как проводятся занятия: основные этапы

Занятия с применением метода брейншторминга проводятся в несколько этапов. Давайте детальнее рассмотрим каждый из них:

  1. Постановка проблемы. Перед участниками ставится задача, способы решения которой им нужно найти. Распределение ролей между участниками зависит от специфики задания и формы мозгового штурма, которую планирует применить преподаватель.
  2. Генерация идей. Считается, что от правильности выполнения этого этапа зависит качество полученного результата. Участникам рекомендуется предлагать максимально возможное количество способов решения проблемы. Принимаются к обсуждению даже те идеи, которые на первый взгляд кажутся абсурдными. Наиболее интересные варианты можно улучшать или объединять. Главное – не критиковать друг друга и не давать предложенным вариантам никаких оценок.
  3. Отбор оптимальных идей, их систематизация и оценка. Это время подведения итогов, когда вся проведенная работа подводится к общему знаменателю. На данном этапе проводится анализ озвученных участниками группы предложений. Их можно (и нужно) критиковать и оценивать. Успех завершающего этапа зависит от согласованности работы учеников (студентов).

Традиционно на занятиях с использованием метода мозгового штурма участников делят на две группы. В первую входят учащиеся, которым предстоит выступить в роли генератора идей. Их задача – внимательно изучить поставленную задачу и попробовать предложить свой, нестандартный вариант ее решения. Что касается второй команды, то ее члены проводят анализ озвученных предложений и обрабатывают их.

О методах проведения брейншторминга

Занятия по брейнштормингу могут проводиться по разным сценариям. На самом деле методов мозгового штурма существует несколько видов:

  1. Индивидуальный. Название говорит само за себя. Участником является один человек, который сам предлагает варианты решения проблемы и сам их оценивает.
  2. Обратный. Изначально перед участниками ставится задача – как можно больше преувеличить негативные стороны проблемы. Далее они ищут способы устранить озвученные «минусы». Принимаются во внимание не только реальные, существующие недостатки, но и потенциальные.
  3. Штурм с оценкой озвученных вариантов. Специалисты считают этот метод одним из самых сложных. К участникам групп предъявляются высокие требования. Они должны хорошо ориентироваться в сфере, по которой ставятся задачи. В этом случае генерацию идей проводят индивидуально и предварительно. Далее участников брейншторминга знакомят с предложенными вариантами. После выбора нескольких интересных решений, группа приступает к их обсуждению. Обговариваются все преимущества и недостатки предложений. Постепенно перечень вариантов сужается, проводится их ранжирование.
  4. «Мозговая осада». Метод снижает риск того, что хорошее предложение будет отвергнуто и подвержено незаслуженной критике. Чтобы этого не произошло, такой тип брейншторминга подразумевает развитие каждой озвученной идеи до конца. Метод позволяет получить способ решения проблемы, подтвержденный доказательствами и аргументами.
  5. «635». В занятии принимает участие шесть человек. Каждый из них выносит три предложения за пять минут. На следующем этапе участники обмениваются друг с другом идеями и в течение следующих 5 минут изучают предложения соперника. В результате за пол часа работы участники группа получают 18 детально изученных вариантов решения вопроса, которые потом обговариваются. Результат обсуждения – отбор лучших идей.
  6. «Корабельный совет». Предложение способов решения проблемы проводится в порядке иерархии – от «юнги» к «капитану». Каждый из них может озвучить только одну идею.

Существует также онлайн-мозговой штурм, который стал актуальным для использования в процессе обучения после периодического введения карантина и перехода учебных заведений на удаленное обучение. Изучение задачи и предложение способов их решения осуществляется при помощи любого удобного интернет-сервиса.

Основные преимущества применения метода мозгового штурма

О «плюсах» брейншторминга говорят многие философы, социологи и преподаватели. Правильный подбор метода и его применение действительно позволяет педагогам и руководителям предприятий быстро добиться ожидаемого результата. Среди основных преимуществ называют:

  1. Сплоченность коллектива. Известно, что совместная деятельность и работа над поиском оптимального способа решения задач сближает.
  2. Воспитание «умения слушать». К сожалению, уважать чужое мнение способны не все. Для некоторых людей сложно не только принять мнение другого человека, но и просто его выслушать. Регулярные занятия с применением методов мозгового штурма помогут решить эту проблему.
  3. Развитие творческого потенциала. Многие творческие люди отличаются скромностью, и не готовы «во весь голос» заявить о способности найти нестандартное решение возникшей проблемы. Именно брейншторминг помогает им открыться и развивать свои таланты.

Существуют также и другие «плюсы» применения методов мозгового штурма на практике. Они зависят от коллектива, в котором проводятся занятия, и от самой цели проведения. В любом случае, польза метода мозгового штурма неоднократно была доказана. При правильном выборе метода и организации работы группы можно достичь действительно высоких результатов. Главное, строго соблюдать правила организации занятия, о которых мы рассказывали в статье.

Оформи заказ прямо сейчас!
Первые отклики исполнителей поступают уже через 5 минут
Пожалуйста, укажите тип работы
Пожалуйста, укажите предмет
Пожалуйста, укажите тему работы