Основные направления и течения философии, их представители
Кратко о философии Нового времени
Как известно, в философии Нового Времени уже давно господствует мысль о том, что разум человека не может быть ограничен ни в чем; в то же время, как известно, в науке появляются неограниченные возможности в исследовании окружающего мира и человека.
Особенность этого периода в том, что здесь философия пытается объяснить все с точки зрения материализма. По этой причине это было связано с тем, что естествоиспытание являлось одним из приоритетов в то время и оказывало сильное воздействие на все сферы жизни общества.
Какие функции выполняет философия?
Философия – это очень сложная и многогранна наука, в ней есть функции, которые не имеют аналогов в других областях. Наиболее важными являются такие функции как:
- Мировоззренческая. Именно поэтому в течение многих веков философская мысль занималась формированием целостной и непротиворечивой системы взглядов на мир. В ней она пытается найти ответы на вопросы о том, как устроен мир, какие места он занимает в нем и как он взаимодействует с окружающим миром.
- Методологическая. И еще одна задача философии – это создание механизмов и методов познания окружающего мира.
- Мыслительно-теоретическая. В философии есть такое понятие как логика. Она помогает нам строить логические цепочки, которые четко и ясно отражают происходящие в мире события.
- Гносеологическая. Это фундаментальная функция философии, цель которого заключается в том, чтобы обеспечить механизм максимально точной и адекватной оценки действительности.
- Критическая. С помощью данной функции можно опровергнуть существующие и новые знания об окружающем миру, находить противоречия, разрушать догматические конструкции, бороться с недостоверностью и окаменелостью накопленных знаний.
- Аксиологическая, или ценностная. В данном случае, оценка объектов и явлений осуществляется с учетом существующих систем ценностей.
- Социальная. Функция состоит в том, чтобы объяснить процессы возникновения общества и описать основные законы, по которым общество развивалось на разных этапах своего развития.
- Воспитательно-гуманитарная. Главной задачей философии является развитие и воспитание людей на гуманистических ценностях.
- Прогностическая. Функция философской мысли заключается в том, чтобы спрогнозировать развитие человечества, общества и мира.
- Общекультурная. В данном случае функция заключается в том, чтобы согласовывать все достижения во всех сферах жизни, формирую единую культуру, единую для человечества.
- Практическая. В данном случае, данная функция заключается в практическом подтверждении теоретических положений.
Виды философских концепций
- Агностицизм
Адептами агностицизма были Д. Юм, И.Кант, Э. Мах.
Ими отрицалась вероятность того, чтобы человек мог постичь окружающий его мир. Они считали невозможным то состояние, при котором человек смог бы это сделать. Мир как таковой для них был непознаваем, или же он непознаваем в его причине, или мир непознаваем в сути. - Позитивизм
К движению позитивистов относились О. Конт, Эрих Мах, Р. Авенариус и М. Шлик, Г.Рейхенбах, Р. Карнапп, Л. Витгенштейн,Дж. М. Мур, Б. Рассел.
Позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивистский стиль философии – это целая сциентистская эпоха. Она была призвана отражать идеи, которые были связаны с тем, что все настоящее, позитивное знание можно получить в результате синтеза результатов частных наук.
По мнению авторов, философия в данном случае является особой наукой, которая претендует на самостоятельное изучение действительности. Существовать она может только как некий положительный философский дискурс, без собственного научного выражения.
Основные идеи философии Нового времени
Главным образом, это были идеи о независимости мыслительного процесса и методического сомнения. Также в ней были разработаны метод интеллектуальной интуицией и индуктивно-эмпирической метод познания мира.
Также были разработаны методы юриспруденции, способы защиты свободы людей и способы защиты от произвола властей. Основная цель – это стремление к свободе от религии, построение видения мира на основе научного знания.
Рене Декарт: «Мыслю, следовательно, существую». Что же вы можете утверждать с полной уверенностью? Нет, есть ли хоть одна мысль или предположение о том, что вы абсолютно уверены в своей правоте? В этот день вы проснулись. Я полностью уверен. Не сомневаетесь? Но может быть, ваш мозг вчера попал в колбу ученых, и они сейчас туда же посылают электрические сигналы, чтобы искусственно создать у тебя воспоминания? Однако на практике такое вряд ли возможно — слишком уж фантастично. Здесь речь идет о полной уверенности. В чем же тогда вы уверены?
Рене Декарт нашел такое не подлежащее сомнению знание. И это знание находится в самом человеке: «я думаю и существую». В этом утверждении нет сомнений. Не стоит забывать, что даже если вы находитесь в колбе, то ваше мышление, пускай и неправильное, существует! Пусть все, что вы знаете, — ложь. В этом случае не стоит отказываться от существования тому, что ложно.
И теперь вы знаете самое очевидное утверждение из всех возможных, ставшим едва ли не девизом всей европейской мысли: «cogito ergo sum».
Нет времени решать самому?
Наши эксперты помогут!
Контрольная
| от 300 ₽ |
Реферат
| от 500 ₽ |
Курсовая
| от 1 000 ₽ |
Главные представители философии
Джон Флетчер (1567-1631 гг.)
Первым мыслителем Нового времени считается английский мыслитель и государственный деятель, который является первым философом Нового времени. Его работа проходила в период Возрождения, но он был ближе не только по духу, но и по взглядам к эпохе 17 века. Многие современники называли его «высокопоставленным чиновником». Бэкон стал лордом-канцлером Англии в 1618 году после того как его арестовали по обвинению во взяточничестве. Однако через три года он получил должность лорда-канцлера Англии.
Бэкон был одним из основателей эмпиризма и, будучи верующим, считал, что наука и религия не связаны между собой. Основной труд – «Нравственные и политические очерки», «О мудрости древних», «Новый Органон или Истинные указания к истолкованию природы», «Новая Атлантида».
Томас Гоббс (1588-1679 гг.)
Из-за своих взглядов во Франции перед первой английской революцией английский мыслитель и философ бежал от преследований в Англию. Он же является основателем концепции механического материализма (механического идеализма), которая рассматривает природу как совокупность материальных тел, различаются величиной, фигурой, положением и движением. Философ уверен в том, что она также является вечным материалом и ей также свойственно движение.
Рене де Картуш (1596-1650 гг.)
Французский философ и естествоиспытателя, который был дворянином, получил образование в лучших европейских школах того времени. Его работы были написаны в Голландии и там же он прожил 20 лет.
Декарт является основоположником новоевропейского рационалистического направления. Основной труд: «Рассуждение о методе» и «Метафизические размышления», а также «Начала философии».
Бенедикт Спиноза (1630-1677 гг.)
В Амстердаме родился философ, который является евреем. Он в 16 лет помогал отцу-предпринимателю, а после его смерти решил заняться изучением философии и латыни. В 1677 году Спиноза переехал в Гаагу, где его преследовали за свои атеистические взгляды. В тот момент, когда он опубликовал свой первый труд, его пригласили на работу в Гейддельбергский университет, но он не пошел.
Спиноза, как и Декарт, был сторонником рационализма и являлся поклонником философии Декарта. Изложение основных работ по данной теме: «Принципы философии Декарт, изложенные в геометрическом плане с применением метафизических мыслей», «Богословско-политический труд», «Этика».
Джон Локк (1632—1704 гг.)
Английский педагог и философ, который преподавал в Оксфорде греческий язык. После возвращения в Англию в 1667 году, он стал домашним врачом и воспитателям графа Шефтсбери, а через 22 года навсегда вернулся в Англию. Этот человек является самым известным и успешным философом современности, который сумел стать одной их самых влиятельных и успешных личностей в современном мире.
Согласно мысли Лока в этом заключается идея о бесконечности возможностей разума и врожденных знаний, которые есть у каждого человека. Он занимался философией с гносеологической точки зрения. Главные работы: » Письмо о терпимости», «Опыт о человеческом разумении», «Некоторые мысли о воспитании», «Второй трактат о гражданском правлении».
Материализм, идеализм и дуализм
С точки зрения философии, первостепенное значение имеет вопрос о первичности материального мира (бытия) или идеального (мыслительного прообраза). Два тезиса – это то, что в этом вопросе очень важно.
На данный момент в мире нет ничего другого, кроме материального и идеального.
Ответ на этот вопрос определяет ответы на другие вопросы философии.
Но поскольку возможно только два ответа на данный вопрос – сторонники каждого из них образовали свои направления философии: материализм и дуализм. Кроме того, существует концепция дуализма, согласно которой существует два неразрывно связанных друг с другом начала. Рассмотрим все три воззрения.
- Материализм:
Согласно материализму, материя является основой объективной реальности и идеального, а также вторичным по отношению к ним. То есть в данном случае речь идет о том, что материальное является причиной, а идеальное — следствием. С точки зрения материализма, единственной абсолютной субстанцией является материя, и все явления идеального мира являются лишь процессом в рамках этой материальной реальности. - Идеализм:
В рамках данного подхода предполагается, что идеальное первично не только по отношению к материальному, но и по отношению к идеальному. Есть две разновидности – это объективный и субъективный идеализм. Первый предполагает существование нематериальной реальности, не зависимой от разума, второй утверждает, что она не может существовать независимо от воли и сознательного субъекта. - Дуализм:
С точки зрения дуализма, материальная и идеальная вещи являются равными по значимости субстанциями, ни одна из них не может быть признана первичной. Основоположником дуализма является Аристотель, а точнее сказать, он изложил ее в своих трудах французский философ XVII века Рене Декарт.
Какова же главная проблема философии?
Философская мысль в первую очередь обращена к проблеме субстанции, которая была актуальна в античности. Философы Нового Времени полагали субстанцию ядром бытия, без которой существование всего остального невозможно. Сформировались философские концепции, которые отличаются по количеству и типу элементов реальности. Первым, кто обратил внимание на проблему субстанции, был Ф. Бэкона, он считал ее центром всего сущего. Согласно этой гипотезе, на основе его теории выделились несколько течений философии, которые занимаются вопросом субстанции.
- Дуализм. А Декарт первым, кто опроверг учение Бэкона и выдвинул идею о двух субстанциях. Однако, помимо классической духовной и высшей субстанции, он ввел ещё одно понятие, согласно которому, как духовное, так и материальное могут быть субстанцией.
- Монизм. Спиноза считал, что субстанцию можно определить только как «Бог или природа». Он считал, что все происходящее в мире – это результат законов божественной природы.
- Плюрализм. В этой теории, которая допускает бесконечное многообразие неделимых субстанций, находится математик и философ Лейбниц. Его мнение заключается в том, что весь мир состоит из субстанций, взаимодействие которых происходит по принципу гармонии.
И в результате философских раздумий о субстанции, философская мысль разделилась на два направления – эмпиризм и рационализм, которые составили основу учения того времени. Основой для создания первой идеи послужил Бэкон, а второй – Декарт. Хотя эти концепции были разными по своей сути, их объединяло стремление поставить человека как центр мироздания.
Карл Поппер: «Хорошую научную теорию можно опровергнуть». Что вам кажется наиболее вероятным в случае, если существует две научных теории и одна из них легко опровержима, а другая вообще не поддается проверке?
Поппер показал, что критерий научности – это фальсифицируемость, то есть возможность опровержения. Не только теоретическая часть должна иметь доказательство, она также должна иметь потенциальную возможность быть разбита и уничтожена.
В частности, это утверждение “душа существует” не является научным, так как невозможно представить, как его опровергнуть. И в этом случае, если душа нематериальна, то откуда же можно быть уверенным в ее существовании? Однако это утверждение “все растения осуществляют фотосинтез” является абсолютно научным, поскольку, чтобы его опровергнуть необходимо найти хотя бы одно растение, не превращающее энергию света. Возможно, что его никогда не найдут, однако вероятность опровержения теории должна быть очевидной.
Судьба любого научного знания такова, что оно никогда не бывает абсолютным.