Античная философия: этапы развития, представители и особенности
Современная греческая философия – это собрание классических греческих философских учений в период с V-VI веков нашей эры, начало античной философии связывают с образованием первого греческого полиса и именем Фалеса Милосского.
Тагир
На основе идей античной философии, сложилась средневековая философия и стала одним из истоков развития европейской общественной мысли.
Философы классифицируют четыре периода в античной философии, которые охватывали период от 7 до 5 веков назад – классический период (V — IV века) и эллинистическо-римский (III в. до н. э.- II в. Римско-эллинистический (I в. до н. э. – I в. н. э.) и римский (II в. до н. э. – I в.н. э.), натурфилософский (классический) этап (VII-V веков до н.э.).
Классическая греко-римская философия создавалась на основе древнегреческих городов-полисов: Афины, Спарта, Макиен, Аргос и т.д. Она представляет собой совокупность философских школ, названных по имени соответствующих полисов. Примером может послужить термин «натурфилософы» (в переводе — философы природы) — они рассматривали проблемы мироздания в единении с природой, богов и человека; при этом природа космоса определяла природу человека. Основополагающий вопрос доклассической философии — вопрос о первооснове мира.
С точки зрения ранних мыслителей, космическая гармония была одним из основных вопросов.
По мнению поздних мыслителей, в созерцательном подходе используются логические аргументы, и возникает система категорий.
К натурфилософам относят:
Школа | Главные представители | Основные идеи | Что является первоосновой мира |
Ранние натурфилософы | |||
Милетская школа | Фалес (ок. 625-ок. 547 гг. до н.э.), основоположник школы, которая впоследствии | Природа является частью Бога | Вода |
Анаксимандр (ок. 610-546 гг. до н.э.) | Есть множество миров, которые появляются и исчезают | Апейрон – абстрактная материя, которая находится в постоянном движении. | |
Анаксимен (ок. 588-ок. 525 гг. до н.э.) | Сформировал теорию о небе и звездах (античной астрономии) | Воздух | |
«Эфесской» называют школу в Эфесе, которая была основана в 3 веке до нашей эры. | Гераклит Эфесский (ок. 554-483 гг. до н.э.) | Неизменной остается и эта истина: «В одну реку нельзя войти дважды». | Огонь — это знак всеобщей, разумной и одушевлённой стихии |
Элейская школа (элеаты) | Ксенофан из Колофона (ок. 570-после 478 гг. до н.э.) | Чему же учит нас чувство? Оно не дает нам истинного знания, а приводит лишь к мнениям. | «Единое» — это то, что является вечным, совершенным бытием, в котором и пребывает Бог. |
Парменид (ок. 515 г. до н.э. – ?) | В подлинной истине «алетейю» можно узнать лишь разумом. | «Вечное» — это не что иное, как отсутствие начала и конца. | |
Зенон Элейский (ок. 490-ок 430 гг. до н.э.) | Не существует движения, потому что движущийся предмет состоит из множества неподвижных точек (Ахиллес и черепаха) | ||
Поздние натурфилософы | |||
Пифагор и его последователи – пифагорейцы. | Пифагор (2-я пол. VI-начало V вв. до н.э.) | Не стоит забывать о том что гармония, порядок и мера – это основа основ в жизни каждого человека. | Знак мирового порядка — число, которое является символом гармонии и мира. |
Эмпедокл из Агригента (484-424 гг. до н.э.) | Сущность движущих сил мира – борьба между Любовью и Враждой. | Четыре стихии: вода, воздух, земля и огонь. | |
Неформальное, стихийное материалистическое направление. | Анаксагор (500-428 гг. до н.э.) | Нус, Ум (интеллект) – упорядочивает хаотичную смесь семян, благодаря чему появляются вещи. | «Семена» – бесконечное множество мельчайших частичек |
Науку о природе атома и ее законов, а также об атомах в целом, можно назвать атомистическим материализмом. | Левкипп, Демокрит из Абдер (460 в. до н.э.) | Все тела образуются в результате многообразных соединений атомов | Как правило, все тела образуются в результате разнообразных соединений атомов. В атомах есть множество бесчисленных, постоянно движущихся элементов. |
Традиционный для классической античности период, который характеризуется V-IV вв. до н.э.
Эпоха расцвета античной философии. Центр философской мысли, который находился в Афинах, и его также называют афинским. Отличительные черты классического этапа:
- Появляются систематизированные учения (философские системы);
- Философы стали уделять больше внимания вопросам этики, морали, проблемы общества и человеческого мышления.
К числу самых известных философов классического периода можно отнести древнегреческих мыслителей Сократа, Платона и Аристотеля, а также философов-софистов.
Софисты — это группа греческих мыслителей середины V — первой половины IV века до н.э., их можно назвать профессиональными философскими мыслителями, поскольку софисты за плату обучали желающих логике, ораторскому искусству или другим гуманитарным дисциплинам.
Именно поэтому в первую очередь внимание было обращено на умение убеждать, а также доказывать любые утверждения (даже неверные).
Философские взгляды софистов:
- Переход от абстрактной мысли к конкретной ситуации, проблеме, обществу и проблемам.
- В основе этого лежит отрицание всех прежних норм и опыта прошлого, критика религии.
- Признание человека как меры всех вещей: свободным и независимым от природы.
Они не создали единого философского учения, однако они пробудили интерес к критическому анализу и человеческой личности.
К старшим софистам причисляют (II-я пол. V века до н.э.): Горгия, Протагора, Гиппия, Продика, Антифонта, Крития.
К младшим софистам относят: Ликофрона, Алкидамонта, Трасимаха.
Сократ
Сократ (469-399 г. до н.э.) – является основателем классической философии. Как и софисты, он сделал центром своего учения человека и его внутренний мир, однако их учение считал бесплодным и поверхностным. Для него Бог был не более чем абстрактным понятием или же просто выдумкой людей для того, чтобы оправдать свое существование.
Основные идеи Сократа:
- Понимание самого себя есть одновременно поиск истины и добродетелей.
- А признание своего невежества заставляет человека стремиться к большему знанию.
- В мире существует Высший Разум, который разливается по Вселенной, а человеческий разум — лишь малая его часть.
Сущность жизни Сократа была в беседах с учениками и дискуссиях с оппонентами. С помощью постижения истины он считал майевтику (метод, ими же придуманный, по-гречески означает повитальное искусство) – поиск истины путем диалогического общения, иронии и коллективного размышления. Сократ также является автором индуктивного метода, который ведет от частного к общему.
Как правило, изложение своих мыслей философом происходило в устной форме, поэтому основные положения его учения дошли до нас в пересказе Аристофана, Ксенофонт и Платон.
Платон
Платон (Афинский) — настоящее имя — Аристокл (427-349 гг. до н.э.). Ученик и последователь Сократа, в течение всей жизни проповедовал ему нравственный смысл его идей. Основал в пригороде Афин собственную школу, названную Академией, и основал направление в философии, которое впоследствии назвали идеалистическим.
Основу учения Платона составляют три основных понятия: «единое» (основы всякого бытия и действительности), ум и души. Вопрос его философии – соотношение бытия и мышления, материального мира и идеального.
И в соответствии с идеалистической теорией Платона мир делится на две категории.
В мире существует только одна категория людей, которые являются его частью — это люди.
Мир как становление — реальный, материальный мир с его непостоянством и несовершенством.
Вторичные материальные предметы – это лишь подобие своих идеальных образов;
Мира, в котором идеи являются первоосновой, или «эйдосов», — чувственных образов, которые первичны и постигаются разумом. И каждая вещь, вещь или явление имеет свою собственную идею. Высшая идея – это идея Бога, творящего мировой порядок (демиурга).
Аристотель
Аристотель в рамках своей философии тоже создал учение о добродетели, а также создал теорию идеального государства.
Изложение своих мыслей Платон вел преимущественно в жанрах письма, диалога и диалогических сочинений. Всего его сочинений включает 34 диалога. Самые известные из них: «Государство» (или «Софист»), «Парменид» (или «Теэтет»), «Теэтет» (или «Государство»).
Идея Платона оказала огромное влияние на последующую философию Античности, а также на мыслителей Средних веков и Нового времени.
Аристотель (384 – 322 г. до н.э.). Аристотель был учеником Платона и прожил в его Академии около двадцати лет. После смерти Платона он восемь лет был воспитателем Александра Македонского и в 335-334 гг., после основания в Афинах собственного учебного заведения — Ликей, где преподавал вместе с последователями. Он создал собственную философию, которая базируется на логике и метафизике.
Аристотель развил основные положения философии Платонова, но при этом подверг критике некоторые ее аспекты. А может быть ему казалось, будто бы к высшей истине ведет не только восприятие и исследование реальности, но и наблюдение и исследование реального мира.
Основные положения философской мысли Аристотеля:
- В основе любой вещи лежат: материя и ее форма (материальная сущность и идея)
- Философия – это универсальная наука о бытии, она дает объяснение всем наукам.
- Основной принцип, на котором базируется наука, – это чувственное восприятие (мнение), но истинное знание можно получить лишь с помощью разума.
- Здесь первостепенное значение имеет поиск первой или конечной причины.
- Основная причина жизни — это душа — сущность бытия любой вещи. Есть низшая (растительная), средняя (животная) и высшая (разумная, человеческая) душа, которая придает смысл и цель жизни.
Философские знания всех предыдущих античных мыслители были переосмыслены и обобщены Аристотелем. Он впервые систематизировал имеющиеся науки в трех группах: теоретические (физика, математика, философия), практические (среди которых одной из главных является политика) и поэтические, регулирующих производство различных предметов. А еще он разработал теоретические основы этики, эстетики, социальной философии и основные структуры философского знания. Аристотель является автором геоцентрической модели в космологии, которая существовала вплоть по гелиоцентрической системе Коперника.
Аристотель является самым выдающимся достижением античной философии и завершил ее классический этап.
Нет времени решать самому?
Наши эксперты помогут!
Контрольная
| от 300 ₽ |
Реферат
| от 500 ₽ |
Курсовая
| от 1 000 ₽ |
Эллинистическо-римский этап (IV в. до н.э. – III век н.э.)
Именно в этот период греки получили свое название от эллинского государства – Эллады (вместе с философией римского общества), но также и включают сюда и философию римского общества. В это время в античной философии произошло отказ от создания фундаментальных философских систем (философских школ) и переход к проблемам этики, смыслов и ценностей человеческой жизни.
Школа | Главные представители | Основные идеи |
Киники (циники) | Антисфен из Афин (ок. 444–368 гг. до н.э.) – основатель школы, ученик Сократа;Диоген Синопский (ок. 400–325 гг. до н.э.). | Отказ от богатства, славы, удовольствий – это путь в счастье и достижение внутренней свободы.Одним из идеалов жизни является аскетизм, пренебрежительное отношение к общественному мнению и условностям. |
Эпикурейцы | Эпикур (341–270 гг. до н.э.) – основатель школы; Лукреций Кар (ок. 99 – 55 вв. до н.э.); Гораций. | Основой для человеческого счастья является стремление к наслаждению, безмятежному и душевному спокойствию (атраксии).Стремление наслаждаться – не субъективная воля человека, это свойство человеческой природы. Знание освобождает человека от страха перед природой и богами, а также от страха перед смертью. |
Стоики | Ранние стоики:Зенон из Кития (336-264 гг. до н.э.) – основатель школы.Поздние стоики:Эпиктет (50-138 гг. до н.э.);Сенека;Марк Аврелий. | Счастливая жизнь — вот что является главной целью в жизни каждого человека.Негатив направлен на разрушение человека, а позитив направлен на сохранение человечества.Надо жить в гармонии со своей совестью и не нарушать закон природы.Стремление защитить другого — это желание не причинить ему вред. |
Скептики | Пиррон из Элиды (ок. 360-270 гг. до н.э.);Секст Эмпирик (ок. 200-250 гг. до н.э.). | Из-за своей ограниченности человек не в состоянии понять истину.Для того чтобы познать истину не нужно быть ни философом ни ученым. Достаточно просто жить, опираясь на внутреннее спокойствие. |
Эклектизм | Филон (150-79 гг. до н.э.);Панетий (ок. 185-110 гг. до н.э.); Марк Тулий Цицерон (106-43 гг. до н.э.). | Идея соединения прогрессивных философских мыслей и идей греческих классиков. Если рассматривать данную проблему с позиции науки, то ценность разума и морали заключается в том чтобы они являлись основой для формирования личности человека. |
Завершающий этап (III-VI вв. н.э.)
Период с 3 по 6 века н.э. включает философию не только греческого, но и римского мира. Этот этап был кризисом в римском обществе, который отразился и в общественной мысли. По мере того как интерес к рациональному мышлению угасал – росла популярность различных мистических учений и влияния христианства.
Неоплатонизм является одним из самых влиятельных учений в истории человечества. Его представитель – Плотин (205-272 гг. н.э.) являлся одним из самых известных представителей этого течения.
Неоплатонисты занимались толкованием учения Платона и критиковали его.
Основные идеи неоплатонизма:
- Все низшее — из Высшего. Это высшее – Бог, или некий философский первоисточник. Но высшее возможно постичь только мистическим экстазом.
- Основной принцип, который лежит в основе познания — это Божественный принцип, который представляет собой подлинность бытия.
- «Благо» — это свобода духа и тела от физического и плотского, аскетизм.
Античная философия завершается деятельностью последнего яркого философа Платона (IV в. до н.э.), который был последователем течения неоплатонизма, возникшего в противовес христианской религии. Это учение возвращает мифологическое мировоззрение и языческие представления, противостоящие новому вероучению. Однако уже в 529 г. император Юстиниан запретил язычникам заниматься публичной деятельностью и иметь школы под страхом ссылки и конфискации имущества. Лишь во времена Ренессанса, когда на смену средневековой эпохе пришла эпоха Возрождения, появились новые волны интереса к неоплатонизму, античным течениям философии и другим античным течениям мысли.