Милетская школа. Взгляды философов Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена
Милетская школа философии была основана в Малой Азии на Ионическом берегу (ныне — территория Турции) и получила название от города Милета, расположенного на Ионическом побережье (ныне — территория Турции). Милетская школа была первой школой древнегреческой философии.
В Древней Греции философы-милетцы создали первые математические, астрономические, физические и биологические понятия и догадки, а также сконструировали первые научно-технические приборы, описали модель небесной сфер.
К Милетской философской группе относят трех философов: Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена, которые жили в Милете и оставили после себя труды, вошедшие в структуру философского познания.
Фалес
Фалес – один из семи античных мудрецов и математик. Занимался купеческой деятельностью и много путешествовал. Фалес предсказал солнечное затмение, которое произошло в Греции в 585 г. до нашей эры, объяснил причины разлива Нила, разработал модель небесной сферы.
Фалес из своих представлений о мире сделал вывод, что вода является первоосновой всего. У Фалеса вода была разумной и божественной. Филосов говорил о том, что вода необходима как живым организмам, так и неживой природе, под воздействием воды тела изменяют размеры.
Философ полагал, что источником самодвижения является душа. Также философ утверждал, что душа есть как в живых, так и в неодушевленных телах, а также приводил в пример — магнит и янтарь. Именно он был тем, кто объявил душу человека бессмертной.
Также, Фалес считал, что все из воды и возвращается в воду. Водой называют первооснову четырёх стихий (вода, огонь, земля и воздух). Вся жизнь была рождена в воде и вышла из нее, а также и сам человек. Примером может послужить вода, которая испаряется и выпадет в виде дождя, затем дождь наполняет реки, реки наполняют моря, а с поверхности морей вода снова конденсируется и превращается в лед (твердую воду) далее лед тает и превращается в воду (газ). Следовательно, всё из воды, и затем снова возвращается в воду.
Анахарсис
Анахарсис был одним из учеников Фалеса и выдающимся мыслительным деятелем своего времени. Ученый был одарен математическими и географическими знаниями, а также самостоятельно продолжил начатую Фалесом космологическую теорию. В древнегреческой литературе Анаксимандр является первым философским писателем.
В отличие от философских мыслителей, которые выбирали первоначало (Фалес – воду, Анахарсис – воздух), Анаксимандр избрал неопределенно-бескачественное материально-телесное начало.
При всем этом он полагал так же, что, если есть различные стихии (каковые, как правило, являются стихиями первоначала), то, с одной стороны, они находятся в равных условиях по отношению к другим стихиям; с другой же — каждая из стихий, предлагаемая в качестве первоначала, не должна быть предпочтена другой.
И в этом он тоже обращается к абстракции материального первоначала — к безкачественности. Именно он ввел понятие «начало всего сущего» — архэ.
Основой всего сущего Анаксимандр считал апейрон. Апейрон безграничен, и как субстанциональное начало он есть основа взаимопревращения стихий. В понятие апейрона входят самые разные явления природы, микро и макрокосмос, процессы познания.
А в апейроне Анаксимандр выделил основные противоположности, взаимодействие между которыми образуются вещи и миры. Из сухого и холодного получается земля, из влажного и холодного — вода, из влажного и горячего — воздух, из сухого и горячего — огонь.
Анаксимандр полагал, что на самом деле в центре Вселенной находится Земля, имеющая цилиндрическую форму. Вокруг Земли расположены огненные кольца, в которых находятся звезды в последовательном отдалении от Земли — Луна и Солнце. Когда эти огненные кольца вращаются над Землей, то через отверстия в кольцах люди могут видеть небесные тела. Земля удалена от всех точек в пространстве, поэтому она не движется.
Анаксимандр характеризовал космос как математизированное пространство, которое определено геометрическими отношениями.
Согласно представлениям философа, Земля была в жидком состоянии, после того как поверхность на ней высохла, появились живые существа. Люди изначально появились из воды (как рыбы), а потом вышли на сушу.
Нет времени решать самому?
Наши эксперты помогут!
Контрольная
| от 300 ₽ |
Реферат
| от 500 ₽ |
Курсовая
| от 1 000 ₽ |
Анаксимен
Анаксимен — философ и стихийный диалектический материалист. Больше всего он интересовался звездным небом, астрономией и метеорологией.
С точки зрения Анаксагора существовала бесконечная во времени и пространстве материя. Все вещи сделаны из одной первоосновы. Это была первооснова для Анаксимена, которая является воздухом.
Анахарсис считал неправильным положение Анаксимандра об апейроне, так как апейрон невозможно наблюдать, а воздух мы можем (например рассеиваясь, воздух становится огнем, сгущаясь – ветром, затем — облаком и т.д.). Если воздух превращается в другие вещества, по мнению Анаксимандра, он будет виден. Таким образом он открыл закон перехода количества в качество.
По мнению Анахарсиса, земля находилась в центре мироздания, вследствие того, что она была неподвижна из-за воздействия равнодействующих сил. Анаксимен полагал, что Земля не одна во Вселенной и предположил наличие других планет. С точки зрения Анаксимена, все небесное тело плоское как лист и имеет над собой опору в виде лежащего на нем воздуха. Благодаря плоской форме «Земля» не рассекает находящийся под ней воздух, а запирает его в себе, и он, лишенный пространства для передвижения, остается неподвижным.
Анахарсис был более популярен, чем Анаксимен и даже современные общества дали бы на это противоположный взгляд. С ним связано множество философских идей, которые оказали огромное влияние не только на Пифагора, но и на многие последующие философские построения.
В пифагорейской школе были обнаружены сведения о том, что Земля имеет форму шара, но атомисты придерживались мнения Анаксимена, согласно которому земля имеет форму диска. Школа была создана благодаря контакту греческого духа с Вавилоном и Египтом. Милет сыскал славу богатого торгового города; благодаря связям с ним других народов, здесь были смягчены суеверия и предрассудки. Однако после того, как Иония была покорена Дарием в начале V века до н.э., она стала одним из важнейших центров эллинистического мира. И в этой области религия не имела большого влияния; она была олимпийской, но она не воспринималась всерьез.
Анаксимандр
Анаксимандр, как и его последователи, считал, что все вещи равны по своей природе. Апейрон – основа.
В этом смысле апейрон — это то же самое, что беспредельное, неопределенное во времени и пространстве. Стихии взаимодействуют друг с другом, потому что все предметы распадаются.
Гераклит
Войдя в Милетскую школу Гераклит утверждал: “Все течет, все изменяется”, “В одну и ту же реку нельзя войти дважды” и “Многое знание уму не научает”.
По словам Гераклита, огонь – это единственная стихия, которая движется. А первичен космический огонь, создающий планетные системы и звезды. Мир – это постоянное движение и борьба, которые являются его основой, а также он является их отцом. В основе мира лежит источник движения – противоречие.
Гераклита называли «плачущим», или оплакивающим беды мира, не находя выхода из них. Так, Фалес, Анаксимен и Анаксимандр задавали вопрос: «Существуют ли изменения?». И Гераклит им отвечал: “Все течет, все меняется”.