Теория общественного договора. Основные положения договорной теории в трудах Т.Гоббса, Дж.Локка, Ж.-Ж.Руссо.
На протяжении XVII-XVIII веков в Европе были разработаны, а затем широко распространены теории естественного состояния человека и общественного договора. Эти теории, истоки которых лежат еще в античности, опирались на представление о различии между естественным состоянием и гражданским состоянием человека. В качестве примера можно привести общественный договор, который они рассматривали как некое воображаемое соглашение между людьми, посредством которого осуществляется переход из одного состояния во второе или же из естественного общества в гражданское.
Так же такой позиции придерживался и Томас Гоббс (1588–1679) с французским мыслителем Жан-Жаком Руссо (1711–1778).
Теория общественного договора Томаса Гоббса
По Гоббсу, естественное состояние людей до объединения в государство было состояние войны. И не просто войны, а «войны всех против всех», так как людям свойственна от природы обоюдная склонность вредить друг другу. Люди в естественном состоянии равны и это война не может закончиться ничьей победой.
Но наступает момент, когда люди не могут больше находиться в естественном состоянии в силу естественных причин и вынуждены, под угрозой гибели человечества, путем заключения общественного договора перейти в гражданскую жизнь. Разрыв договора допускается только в случае, если он не соответствует главной цели своего существования – обеспечению безопасности общества. Такая ситуация возникает, когда государство вместо того, чтобы защищать человека, начинает угрожать его жизни, лишая права на самосохранение.
Это состояние, в котором все позволено абсолютно всем, не может быть чем-то хорошим для человека. Именно поэтому он, желая избежать конфликта, в силу естественного стремления к самосохранению, заинтересован в прекращении взаимной вражды и установлении мира. Кроме того, в естественном состоянии есть естественное равенство, и каждый имеет право на все вещи.
Гоббс, таким образом, сделал совершенно новую интерпретацию договорной теории с помощью ее апологии сильного и даже деспотического государства. Его теория естественного состояния, в отличие предыдущих, исходит не из того, чем человек был в прошлом, а пытается объяснить то, чем он может стать потенциально, если исключить вмешательство в его жизнь авторитарной государственной власти.
Гоббс не употребляет терминологию договорной теории, а формулирует новую ее модификацию, которая, как считают некоторые исследователи, находится вне основного течения политической мысли.
С точки зрения Гоббса государство – это своего рода искусство, которое было заключено в результате договора между людьми. Чтобы договор был эффективным, прочным и соблюденным, он должен базироваться на устрашения. И заключая его, люди тем самым отказываются не только от своих прав, но и от своего государства. Страх перед государством внушает страх своим подданным, заставляет их подчиняться себе; успокаивая их таким образом, государство действует ради их же блага. Подчеркивая благотворное значение всемогущего государства для его подданных, Гоббс, который был противником разделения властей, не учитывал он при этом того факта, что всемогущее государство нередко превращается в механизм, работающий ради собственных интересов, а не ради блага людей, но против них.
Именно естественные законы Гоббс называет велениями правого разума. Подразумевается под правым разумом акт рассуждения, то есть самого правильного суждения каждого отдельного человека о совершающихся им действиях. У нас в природе есть право на разум, это природная способность. С точки зрения логики любое неправильное суждение следует из истинных и правильно подобранных посылов, а любое нарушение естественных законов – это глупость людей, которые не знают своих обязанностей по отношению к другим людям. Однако они необходимы ради самосохранения.
По мнению Гоббса, человек не может быть в естественном состоянии долгое время, так как это ведет к
взаимному истреблению людей. А потому они считают необходимым создание государства, в котором они могли бы
урегулировать свои взаимоотношения с другими государствами и прекратить «войну всех против всех».
Государству необходимо быть сформированным в результате заключения общественного договора. Однако в этом
договоре должны быть естественные законы, которые не должны быть нарушены. Основной закон по Гоббсу – мир
везде, где его можно достичь; там же, где мира достичь невозможно, нужно найти помощь для ведения войны. Из
основного закона Гоббс вывел – 20 производных законов:
- На все права можно рассчитывать только в том случае, если вы заключите договор. Договор – это
соглашение двух или нескольких лиц, которые принимают на себя обязательства по передаче прав и
обязанностей другому лицу. - В первом случае необходимо соблюдать соглашения и не нарушать доверие других людей. Нарушение права
есть своего рода бессмыслицу в человеческом общении. - Нельзя, чтобы человек, который первый оказал услугу, был в худшем положении, чем раньше.
- Проявление предупредительности. Это правило должно соблюдаться всеми. Те люди, которые нарушают этот
закон, могут быть названы невыносимыми и обременительными для других. - Не стоит забывать о том, что в будущем мы должны простить людям их прошлые провинности, если это
будет необходимо. Гоббс называет этот закон «дарованием мира». - В случае наказания или мести нужно помнить о том, что это будет благом в будущем. Нарушение закона
называется жестокостью. - «Никто не должен показывать другим видом, звуком, жестом, что он его ненавидит или, презирает», —
гласит закон о неуважении, за которым будет война. - Каждый человек является равноправным любому другому человеку и не может быть кем-то иным, это право
противоречит гордости. - Каждый человек, претендующий на какие-то права, должен признаваться за любым другим лицом. Это
правило гласит о том, что соблюдение этого закона называется скромностью, а нарушения –
несдержанностью. - В случае распределения прав между людьми, каждый из них должен предоставить другим людям равные
права. Выполнение этих указаний – это справедливость, а нарушение их – лицедейство. - Так как вещи не разделены, то они могут использоваться совместно. При этом использование происходит
в соответствии с заранее установленной мерой пропорционально числу пользователей, иначе не будет
равенства. - В случае, если вещи нельзя разделить, то вещь должна быть использована по очереди, а также в порядке
жеребьевки. Искусственный жребий – это случай, который люди называют счастьем, а также естественный
— первородство. - Из предыдущего: вещи переходят к тем, кому они принадлежали первыми.
- Обеспечивать неприкосновенность посредникам, содействующим установлению мира.
- Обе стороны спорят о праве и не могут прийти к согласию по этому вопросу, поэтому они прибегают к
посредничеству третьих лиц. - Никто не может быть судьей или арбитром в своем собственном деле.
- Арбитром не может быть ни одно лицо, которое имеет надежду на то, что оно получит большую выгоду или
славу от победы одной или второй стороны. - При этом судьи должны вынести свое решение на основании показаний незаинтересованных свидетелей,
если нет других данных. - Арбитр должен быть свободен от соглашения и обязательств, которые были бы обязаны выполнить
стороны. - Пьянство, является нарушением закона, она разрушает способность правильно мыслить.
Гоббс признаёт, что человек от природы стремится жить среди людей. И все же это не означает, что он рождается способным жить в социуме: «Ибо одно дело — стремление, другое — быть способным». Не от природы человек может жить в обществе, а благодаря знаниям о пользе общества и вреде его отсутствия. С другой стороны, младенцы не могут понять смысла жизни в обществе.
Править государствами по Гоббсу может только тот (суверен), кто имеет право издавать законы, разрешать спор и только он имеет право на лишение жизни человека.
Общественный договор – это базисный и длительный документ, который охватывает всех людей. Для того чтобы создать власть, люди объединяются в общество и заключают договор из страха друг перед другом, а также для поддержания баланса. Договор прекращается с исчезновением этой силы и в результате отречения монарха от престола и захвата государства врагами, пресечения королевского рода.
По Гоббсу образование государства происходит следующим образом: множество естественных лиц объединяются в гражданское лицо либо из-за страха (в ходе завоеваний), либо в надежде на защиту. При этом в первом случае возникает деспотическое или патримониальное государство, а во втором — политическое. Но в обоих случаях для выполнения основного условия общества, сохранения безопасности подданных, суверен должен иметь всю власть.
Отсюда следует важный вывод, который можно было бы определить, как закон неделимости суверенитета. Потому как, тот, кто имеет власть над законом — стоит над ним, ибо он творит его сам.
Общественный договор Джона Локка
Договорное происхождение государства трактуется Дж. Локком в духе новых тогда идей либерализма.
«Два трактата о правлении» Локка содержат описание естественного закона, который выражает разумность человеческой природы, нуждающегося в мире и безопасности для всего человечества. Человек, защищая свою жизнь и свободу, имеет право наказывать нарушителей закона. При этом, так как средства защиты недостаточны для того, чтобы обеспечить безопасность жизни и здоровья людей, поэтому попытки преодолеть недостатки естественного состояния ведут к заключению общественного договора о создании государства.
Однако в данном случае государство представляет собой «совокупность лиц, которые объединились на почве ими же установленного общего права и создали судебный орган, который должен улаживать конфликты между ними и налагать наказания на преступников». При этом законы, создаваемые в государстве, должны соответствовать естественным законам (не наносить вреда другому) и обеспечивать естественные права и свободы человека.
Нет времени решать самому?
Наши эксперты помогут!
Контрольная
| от 300 ₽ |
Реферат
| от 500 ₽ |
Курсовая
| от 1 000 ₽ |
Условия договора в трудах Жан-Жака Руссо
С точки зрения Жан-Жака Руссо в своей работе «Об общественном договоре» общество обязано охранять права личности и имущества каждого члена этого общества. Именно поэтому люди заключают договора. При этом граждане имеют право расторгнуть договор в одностороннем порядке, если государство злоупотребляет властью и устанавливает свою диктатуру с помощью революции.
В рассуждениях Руссо прослеживается ограничение естественности состояния в целях выгоды, которую принесет объединение на основе общественного договора. В этом заключается польза, заключающаяся в соблюдении «общей воли», приоритетов общественных интересов над частными.
Также Руссо высказал мысль, что каждое политическое устройство должно быть рассмотрено с учетом социально-политического положения ее населения.
Среди современных мыслителей можно выделить Джона Ролза (1921 – 2002) который использовал договорную теорию как основу для построения концепции справедливости. В работе «Теория справедливости» Дж. Ролз отмечает, что в условиях отказа людей от «природного состояния» существовало два варианта: первый вариант — выбор принципа равенства в приписывании основных прав и обязанностей, включая равенство в собственности; второй вариант — выбор принципа равенства в присвоении основных прав и обязанностей, включая равенстве в собственности. Этот принцип означает выбор коллективистического общества.
Во-вторых, как правило, этот принцип социального и экономического равенства, по которому неравное положение людей несправедливо в том случае, если оно приводит к компенсирующим преимуществам только для каждого человека и не затрагивает более благополучных членов общества. Этот принцип означает выбор индивидуалистического режима и общества.
Ученые критикуют Ролза за простоту его суждений и указывают на то, что люди, находящиеся в «природном состоянии», не смогли бы сделать выбор между равенством либо неравенством.
Теорию общественного договора можно назвать попыткой объяснить природу государственной власти, отношений «согласия (консенсуса)» и «принуждения, а также основу социального порядка, организующего общественную жизнь людей. К утилитарным концепциям относят договорную теорию, которая утверждает, что социальный порядок должен соответствовать интересам всех членов общества.
Различные подходы в вопросе возникновения государств все еще существуют, и они не теряют своей актуальности по сей день.