Функции искусства в современном обществе
В древние времена искусство было неотъемлемой частью жизни людей, помогая им осваивать и творчески преобразовывать мир. Благодаря искусству формируется индивидуальное отношение человека к действительности, и он фиксирует его в произведениях искусства. Литературные произведения, которые дошли к нам из глубины веков, повествуют о жизни и социальных отношениях людей, об их духовной культуре. В процессе развития общества, и социальных отношений, усложняются и умножаются функции искусства.
Искусство – это результат творческого процесса человека, который заключается в создании образов, которые отражают реальность или вымышленный мир в художественном произведении.
По средствам художественного образа возможно передавать те чувства и эмоции, которые не могут быть переданы в словесной форме – чувства, эмоции, переживания. В этом смысле искусство является отражением не только материального мира, но и внутреннего мира человека, его отношения к среде, в которой он живет. Как известно, искусство – это и определенная форма познания окружающего мира (как в прямом, так и в переносном смысле), а также способ оценки прекрасного или же безобразного.
Происхождение искусства, основные теории
Биологическая теория
Возникает искусство из потребности привлечь внимание противоположного пола. На основе эмоционального возбуждения, возникающего при преобразовании и переходе энергии элементарных влечений на цели высокого творческого труда, искусство возникает из внутреннего конфликта, который возникает в психике человека, находящегося в состоянии конфликта.
Игровая теория
Причинами возникновения искусства в потребности человека расходовать в работе энергию, в желании тренировать навыки социальных ролей.
Магическая теория
Художественная деятельность — это вид магии, который внедрен в повседневную жизнь еще первобытного человека и является формой искусства.
Трудовая теория
При этом, искусство является результатом работы: полезные качества продукта становятся объектом эстетического наслаждения.
Основные функции искусства
Если говорить о понятии функции искусства как таковой — это роль, которую оно играет в жизни каждого человека и общества в целом.
Для периода древности функции искусства можно свести к следующим:
- Идеологическая функция – это выражение принятого обществом мировоззрения, представления
о мире. С древнейших времен и до наших дней искусство является одним из важнейших инструментов
формирования общественного сознания, оно способствует закреплению в обществе существующих идеологий. Как
правило, идеологии были внедрены людьми через мифы, поэтому можно сказать о том, что в первобытном
обществе идеологию создавали мифы. - Социальная функция. Она является основной функцией искусства, которая “идет сверху”,
т.е. определяется правящими структурами общества и направлена на закрепление существующий социальный
порядок, определенной социальной иерархии людей. Эти иерархии отражают мир богов, а также мир духов. Это
утверждение в религиях считается божественным происхождением власти, которая является прерогативой Бога
и не может быть изменена ни одним человеком. - Общеобразовательная и воспитательная функции – это функции передачи знаний молодым
поколениям людей. С помощью искусства знания передается и закрепляется непосредственно в образной форме,
условном языке искусства передаются идеи, понятия. - Коммуникативно-мемориальная функция – это передача сообщения в пространстве и времени,
с этой задачей связан знаковый характер многих изображений. В пиктографическом и идеографическом письме,
постепенно изменяясь, они превратились в письменность, буквенные знаки потеряли свой изобразительный
характер. По мнению исследователей, мемориальная функция связана с культом предков — культурной связью
поколений была магическая церемония, которая включала в себя изображение предков, реликвии. Памятники,
связанные с культом предков: памятники, посвященные богам, дольмены, курганы, менгеры – все это было
рассчитано на многовековое существование, поэтому и сохранилось до наших дней. - Познавательная функция – связана с возможностью познания через эмоции, отождествления
образа с предметом. На основе анализа строения, пропорций и анатомии изображаемого предмета человек
создает изображение. - Магико-религиозная функция – это стремление человека овладеть силами природы через
художественное отображение. Эта функция связана с охотничьей магией, появление «охранных знаков».
Древний художник был одновременно и магом – проводником между миром земным и миром священным. - Эстетическая функция – это поиск «универсальных законов красоты». В древние времена
человек пытался найти наилучшие сочетания цветов, пропорций, форм. Давно уже известно влияние искусства
на психику людей: оно способствует снятию напряжения с нервной системы человека и его расслаблению. По
мнению древнегреческого философа Аристотеля, цель искусства – это достижение катарсиса – возвышенного и
очищенного состояния души.Начиная со времен Античности, искусство становится все более
специализированным и универсальным по отношению к проявлениям человеческой личности. - Художественная и концептуальная функция – это активная, философско-эстетическая
функция, которая направлена к пониманию состояния мира, к решению каких-то нравственных или политических
проблем эпохи. В авторской концепции может быть также отражена новая творческая манера, соответствующая
новым задачам искусства в изменяющемся мире. - Функция предвосхищения – в ней выражается индуктивность человеческого мышления –
способность человека к логическим построениям на основе анализа повторяющихся явлений. Это свойство
присуще фантастическим и утопическим произведениям искусства, которые оказали влияние на развитие
общественной мысли эпохи. - Общественно-преобразующая функция – связана с идейно-художественным
воздействием искусства на людей, которые стремятся к активной социально-политической деятельности по
преобразованию общества. Функция эта характерна для кризисных, революционные эпох, она направлена на
формирование «образа» социального устройства и человека.
Виды и жанры изобразительного искусства
В древние времена искусство было гораздо более тесно связано с различными сферами человеческой деятельности и культуры, чем сейчас.
В древнем мире тогда еще не было слова “искусство”, а греческое слово «Techne» означало понятие «техника», «мастерство». Были некоторые науки, которые относились к искусству: математика, астрономия, история, философия. В средневековье архитектура, искусство, скульптура были частью ремесел.
Изучение искусства как системы отдельных видов появилось только в эпоху Возрождения – предпочтение отдавалось живописи и скульптуре.
Впервые систему классификации в области искусства предложил немецкий философ В.Ф. Гегель (1770—1831). Он считал первым видом искусства — архитектуру, потому что она соединяет в себе физическое и духовное начало. С помощью языка символов архитектура создает «родственную духу» среду. Он отмечал, что “внутренний духовный мир” в скульптуре “ переходит в чувственный облик, а обе его стороны сливаются друг с другом таким способом, что ни одна из них не является ниже другой”. По мнению Гегеля, искусство это – скульптура, живопись, а также музыка и поэмы.
В зависимости от средств, с помощью которых создаётся произведение, искусства можно разделить на три категории:
- Пространственные искусства (образ существует в пространственно-временном континууме и не меняется во времени)
- Временные — это образ, который существует во времени и не меняется в пространстве.
- Пространственно-временные (образы существуют и изменяются в пространстве и во времени).
В качестве пространственных искусств выступают живопись и скульптура; в качестве временных — музыка и танцы; к пространственно-временным — кино, театр, танец.
Место архитектуры в системе мира искусств
Архитектуру, если ее понимать, как совокупность постоянно изменяющихся во времени архитектурных форм, можно отнести к пространственному искусству, но если ее понимать, как систему изменяющихся во времени архитектурных конструкций, то ее можно отнести к пространственно- временному искусству.
Искусства подразделяются на виды, которые характеризуются способом материального бытия и применяемым типом образных знаков:
- Знаки изобразительного типа: предполагают сходства с чувственно воспринимаемой реальностью (например, живопись, скульптура, графика, литература).
- Неизобразительные знаки призывают к ассоциативно-образному мышлению (музыка, танец).
- Знаки смешанного типа: характерны для синтетических видов искусства.
(словесно-музыкальными, архитектурно-живописными, музыкально-живописными и т.п.).
Каждый вид искусства имеет свои выразительные возможности, имеет свой предмет и средства выразительной деятельности.
Виды искусства
Виды искусства – живопись, скульптура, графика, архитектурный дизайн, художественная фотография, декоративное и театрально декорационное искусство. Каждый вид, в свою очередь, делится на роды, которые определяются особенностями того или иного материала и своеобразным художественным языком.
Например:
- Роды живописи: монументальная, жанровая, станковая, миниатюрная.
- Роды скульптуры: круглая скульптура, рельеф, малая пластика.
Нет времени решать самому?
Наши эксперты помогут!
Контрольная
| от 300 ₽ |
Реферат
| от 500 ₽ |
Курсовая
| от 1 000 ₽ |
Жанры искусства
Жанровое деление искусства зависит от темы, предмета и межвидового характера. Среди основных жанров: портрет, пейзажный, натюрморт, исторический и батальный жанры, жанр ню.
После того как в середине XVIII века была создана классическая архитектура, четкие границы между жанрами были определены в рамках стиля классицизма. В те времена художники стремились к соблюдениям стиля и часто специализировались в одном жанре. Постепенно жанры теряют свою чистоту, грани между ними становятся более размытыми, и активный процесс «взаимопроникновения» жанров активизируется.
Есть различные виды изобразительного искусства, которые зависят от материала и способа его обработки. В художественной технике используются такие материалы как масло, пастель и акварель. В графических техниках: живопись (живопись, графика, литография), гравюра, линогравюра, офорт и др.
Среди наиболее синтетических искусств можно выделить архитектурное проектирование, которое сочетает в себе другие виды искусств – графику (скульптура, живопись, музыка), приемы сценографии и даже может обращаться к литературным и музыкальным образам. В процессе своего развития архитектура вбирает в себя весь арсенал достижений человеческой культуры.
От греческого слова “architecton”, что означает «главный строитель», и происходит название системы зданий и сооружений, которые создаются пространственную среду для жизни и деятельности людей, а также само искусство создавать здания или сооружения в соответствие с законами красоты.
Кроме того, архитектура – это наука и образование с рядом специализаций (архитектура строений или сооружений, реконструкция и реставрация исторических зданий, теория и история архитектуры, районное планирование и градостроительство, дизайн архитектурной территории).
Однако, в отличие от других видов искусства, архитектура не изображает нечто несуществующего вне ее. В архитектуре основными средствами создания художественного стиля являются формирование пространства, группировка объемов, сопоставление элементов на основе нюанса и контрастно контрастного контраста. Основные средства архитектуры – это цвет, свет, фактура и соразмерность (масштаб).
Цель архитектуры – создание целостной системы – архитектурного организма, отвечающего функциональным, конструктивным и эстетическим требованиям, соответствующе времени и месте.
При этом архитектурная деятельность не только способствует формированию жизненных процессов (как это было в случае с градостроительством), но и оказывает обратное воздействие на социальную жизнь. В сфере архитектуры сложность заключается в том, чтобы она опиралась на экономические возможности общества (заказчика) и возможности строительной техники и материальной базы строительства. Сложной задачей архитектора является гармоничная взаимосвязь функциональных, конструктивных и эстетических требований. Новые возможности техники и материалов способствуют появлению новых направлений в архитектуре, с другой стороны, новые архитектурные идеи активизируются развитием новых технических средств и материалов для строительства.