Художественные средства выразительности в литературе
Понятие средств художественной выразительности
К художественным средствам относятся особые способы использования языка для передачи информации, которые делают речь более выразительной и усиливают ее эмоциональное воздействие на адресата.
Чаще всего их используют для создания литературных произведений или же для написания статей.
Понимание средств художественной выразительности, в первую очередь это связано с тем, что, зная, в каких ситуациях используются те или иные приемы, легче понимать мотивы автора, его отношение к персонажам и сюжетным поворотам. Помимо этого, умение распознавать литературный прием поможет прояснить для читателя общий смысл и цель произведения.
Например, роман «Лев, колдунья и платяной шкаф» К. С. Льюиса является религиозной аллегорией. Понимая это, читателю легче понять, почему автор употребляет тот или иной язык для описания персонажей, и почему те события, которые происходят, имеют именно такое развитие. Благодаря средствам художественной выразительности, текст становится более интересным и увлекательным так как используется творческая свобода при создании эффекта или впечатления.
Те, кто считает, что жизнь – это лучший драматург, не понимают, сколько сотен банальных сюжетов ей нужно, чтобы создать сценарий, который даже самый талантливый писатель средней руки сочинит с закрытыми глазами, используя лишь некоторые тропы, даже не касаясь фигур речи. Хорошие книги – это очень сложный мир литературы, где каждая мелочь может стать ключом к пониманию истинного смысла и красоты текста; так что если вы будете читать роман без знания литературных приемов, то скорей всего пропустите многослойный уровень смысла сюжетной линии, заложенный в историю.
Виды художественных средств выразительности
В зависимости от уровня языка, средства выразительности подразделяются на следующие группы:
- фонетические;
- лексические;
- синтаксические.
В фонетических средствах выразительности языка используются специальные приемы для создания выразительных и запоминающихся образов, которые помогают точно передать смысл.
Использование фоники в речи или художественном произведении – это благозвучие речи или литературного произведения. В фонетических средствах используются повторяемость звука (фонетический), интонационное акцентирование, звуковой и т.д.
Лексические – это выразительные средства, которые придают языку как в устной, так же и в письменной форме эмоциональность (красочность) и красочность для яркого воздействия с целью воздействия на слушателя или читателя. Использование в речи лексических средств – это использование фразеологизмов, синонимии, устаревших слов, иноязычных лексики и т.д.
Синтаксические – это средства выражения связи между словами и словосочетаниями, указующие на цельность и законченность предложения (его интонации) и его композиционные особенности. С помощью синтаксических средств можно описать лексические единицы (стилистически-речевые), синонимичные стилистические единицы (однородные члены), вводные слова и т.д.
Разновидности средств выразительности
Тропы и стилистические фигуры – это средства выразительности в русском языке.
Тропы – это словесная конструкция с использованием слов и фраз в переносном значении; она придает им новое значение.
Данный приём способствует усилению эмоционально-образной выразительности и художественной образности речи, а также оживляет речь. Чаще всего они используются в публичном выступлении и в разговорной речи.
По мнению авторов, тропы – это самый главный инструмент в работе писателя, который помогает ему передавать многозначность и уникальность своего произведения. Обычно тропинки делятся на простые и сложные. Первая группа тропов – это эпитет и сравнение.
В данном случае эпитет – это слово-образ, указывающее на свойства или признаки объекта и вещи, описываемой в произведении.
При этом использование эпитета субъективно и выражает личное мнение автора, создающего неповторимый образ. И он всегда говорит о другом слове, на которое перекладывает свой признак. Оттенок придаёт речи или произведению особую атмосферу, личный подход автора. Существует множество устойчивых выражений, таких как «золотая осень», «холодная луна» и т.д.
Сравнивание – это троп, в котором представление об одном предмете передается через его сопоставление с другим аналогичным предметом или явлением.
С помощью слов автор описывает различные признаки и дает свое отношение к ним. Для того чтобы сравнить два текста, используются сравнения с союзами «как», «словно», «вроде» и т.д.
Наиболее распространенными видами сложных тропов являются следующие.
- метонимия;
- синекдоха;
- метафора;
- аллегория;
- алогизм.
Метонимия – это художественный троп, в котором слово-образ, обозначающий предмет или явление подменяется другим, связанным с ним словом. Примером метонимии является такое выражение как «аплодировал зал».
Синекдоха – это разновидность метонимии, при которой общее понятие переносится на частное и заменяется одним или несколькими предметами их совокупного обозначения. «Человек –разумный», когда имеется в виду все люди, а не только один человек.
Метафора – это еще один вид сложного тропа с использованием речевого оборота, в процессе которого происходит перенос признака из одного объекта в другой (или наоборот). Этот образный термин, который помогает обогатить речь, возбуждают воображение и придают сказанному эмоциональную окраску. Примером может послужить такое выражение, как «пламенная речь», «черный день» и т.д.
Условно аллегория – это конкретная метафора или образ, который раскрывает суть абстрактных художественных идей и заставляет человека искать скрытый смысл и разгадку. Аллегории часто используют в баснях, притчах и юмористических произведениях. Например, змея, обвивающая чашу — это аллегория медицины, аллегория веры и религии — крест и т. д.
Несложно догадаться, что алогизм – это намеренное введение в повествование различных нелогических конструкций и рассуждении, выходящих за рамки общепринятого сознания. В большинстве случаев алогизмы используются для придания речи или произведению ироничной и комической окраски. Народная поэзия – «ехала деревня мимо мужика».
Стилистические фигуры
Один из наиболее распространенных способов художественной выразительности – повтор. Есть множество различных форм повтора, но самыми популярными считаются анафора и эпифора.
Анафора – это повторение слов, звуков и фраз из начала стихотворных строк или строф. При использовании ее в поэтическом синтаксисе она усиливает образность и выразительность произведения за счет того, что передает основную мысль.
Нет времени решать самому?
Наши эксперты помогут!
Контрольная
| от 300 ₽ |
Реферат
| от 500 ₽ |
Курсовая
| от 1 000 ₽ |
Примеры средств выразительности в стихах поэтов
Примером может послужить анафора в начале строки у Александра Пушкина.
«Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел…»
Эпифора – это похожий прием, при котором звуки слов и звуки музыки повторяются в конце
строк или предложений.
Например, у Осипа Мандельштама:
«Это есть художник Альтман, очень старый человек.
По-немецки значит Альтман — очень старый
человек»
Кроме повторений к стилистическим фигурам относят также:
- Антитеза – это противопоставление.
- Оксюморон – это сочетание противоположных понятий.
- Инверсия – это изменение порядка слов.
- Парцелляция – это разделение предложения на отдельные слова.
- Многосоюзие, бессоюзие, союз и т.д.
В литературном языке художественные средства выполняют особую функцию: они обогащают и оживляют стихотворные образы. Необходимы они в том случае, чтобы сделать произведение более ярким и красочным, а также привлечь к нему внимание читателя и вызвать у него интерес к произведению. В поэзии средства выразительности помогают автору найти скрытые смыслы, к размышлениям об истории создания стихотворения – все это помогает лучше понять внутренний мир автора и его глубокий смысл стиха.
К примеру, у поэтов-символистов были свои приемы для того, чтобы через знаки – намеки раскрыть суть сказанного, помочь читателю в разгадке таинственных загадках вселенной.
В тексте Николая Гумилева можно найти употребление метонимии и метафоризации:
«Все моря целовали наши корабли,
Мы почтили сраженьями все берега».
Поэт русского авангарда и футуризма, Велимир Хлебников в одном из своих стихотворений использует анафору в начале каждой строки:
огда умирают кони — дышат,
Когда умирают травы — сохнут,
Когда умирают солнца — они гаснут,
Когда умирают люди — поют песни.
В этом случае он подчеркивает тему смерти, которая является сквозной темой стихотворения. В этом стихотворении используется сравнение и антитеза в противоборстве людей, животных и природы.