Романтизм в литературе
Романтизм как литературный стиль
К концу XVIII — началу XIX веков в Европе, Америке и России сформировалось идейное и художественное течение, которое получило название романтизм (или иначе — сентиментализм).
Романтизм — это направление в искусстве и литературе, где акцент делают на возвышении духовности и творческом самовыражении личности, изображении сильных характеров и страстей, нередко бунтарских, а также восславлении целительной и одухотворенной природы.
Различные области жизни были затронуты романтизмом. В XIX веке романтическим называли все необычное и живописное, существующее не на самом деле, а в книгах.
Также, в XIX веке романтизмом называли новое направление, которое было противоположным классической эпохе Просвещения и Классицизма.
Основные черты и принципы романтизма
Главным признаком романтизма является преобладание чувства над рассудком. С точки зрения автора, из мира реального читатель попадает либо в идеальный мир, либо в мир, придуманный автором. Еще один признак — это двоемирие. Оно создаётся по принципу «романтической антитезы».
По праву романтизм можно назвать экспериментом, в котором фантастические образы искусно сплетены в произведениях. Как бегство от действительности эскапизм достигается мотивами прошлого и мистики. По словам автора, в качестве средств для ухода от действительности он выбирает фантастику, прошлое, фольклорный или экзотический материал.
Поэтому, отображение эмоций человека через природу – еще одна особенность романтизма. Однако если говорить о своеобразии в изображениях людей, то чаще всего он предстаёт перед читателем одинокий, нетипичный. В этом случае возникает мотив “лишнего человека”, бунтарского, разочарованного в цивилизацию и борющегося с стихией.
Где сформировался романтизм?
Сформировался романтизм в Германии. Предвестником романтизма является сентиментализм в литературе.
И если для просветителя характерен культ разума и цивилизации, созданной на его основах, то в романтизме он показывает культ природных качеств человека и культ природы. В эпоху романтизма появляются феномены пикника, туризма и альпийского альпинизма, которые призваны восстановить гармонию природы и человека. Образ «благоразумно-народного дикаря», которому свойственна «народная мудрость» и не испорченность благами цивилизации, оказывается очень популярным.
Как известно, зарождение романтизма как литературного направления происходило в конце XVIII века, но наибольший пик его популярности пришелся на 1830-е годы. С середины XIX столетия романтизм начинает постепенно сходить на нет, но его черты сохраняются вплоть до конца XIX века. Романтизм стал основой для направлений символизма, декаданса и нон-романтизма.
Основная особенность романтизма как направления в литературе – это конфликт и идеи, которые он затрагивает. Основной идеей почти каждого произведения является постоянное перемещение литературного героя в физическом пространстве. В этом заключается смятение души героя, его постоянные непрекращающиеся размышления и одновременно изменения в окружающей действительности.
Но, как и для любого другого вида искусства, для романтизма существует свой собственный конфликт.
В этом направлении вся идея построена на сложных взаимоотношениях главного героя произведения и окружающего его мира. В центре повествования находится главный герой, который является эгоцентричным, но в тоже время он бунтует против низких, материальных, социальных сторон жизни. А именно, это проявляется и в поступках, и во мнениях и идеях литературного персонажа. Наиболее ярким примером является следующий Чайльд-Гарольд (Дж. Байрон. Паломничество Чайльд-Гарольда, 1818 г.) — первый романтический., являющийся главным героем произведения английского поэта Байрона, также главный герой произведения Лермонтова «Герой нашего времени».
Основой любого произведения жанра романтизма является разрыв между действительностью (реальностью) и идеализированным миром, и этот разрыв имеет достаточно острые грани.
Этапы развития романтизма
Выделяют три этапа развития романтизма как направления всемирной культуры:
- Эпоха романтизма (конец 18 – начало XIX веков)
- Стиль эпохи романтизма (20-40-е годы XIX века)
- Ранний романтизм (после европейских революционных потрясений 1848 г.).
Но эта периодизация не совсем точно подходит и для определения этапов романтизма в различных национальных проявлениях.
В Германии уже на начальном этапе развития романтизма проявляется зрелость мысли и формируется достаточно полная система романтических жанров, которые охватывают поэзию, прозе и драматургию.
На втором этапе, который был посвящен творчеству немецких писателей, в качестве примера можно привести творчество Гейдельбергских романтиков. Второй этап наступает довольно быстро в связи с пробуждением национального сознания в период оккупации Германии Наполеоном.
Сказки братьев Гримм, сборник Арнима и Брентано, «Волшебный рог мальчика» появились в этот период. Это произведение является ярким примером обращения писателей романтизма к фольклорному материалу своего родного края.
В 20-е годы XIX века, романтизм в Германии теряет свои позиции. И в Англии, где он был создан благодаря достижениям предромантизма, происходит бурное развитие романтизма.
В английской поэзии особенно много романтизма. Создание Вальтером Скоттом жанра исторического романа имеет огромное значение для всей мировой литературы. Именно поэтому творчество Скотта является свидетельством того, что в английской литературе существует особая близость между романтизмом и реализмом. Именно эта особенность характерна для творчества английских реалистов и особенно Диккенса, в произведениях которых сохранены некоторые элементы, характерные для романтической поэтики.
Среди первых представителей французского романтизма можно назвать Шатобриана, Баронесса Анна-Луиза Жермена де Сталь-Гольштейн, Констан и Сенанкура. Это довольно обширная система жанров, которая сформировалась только лишь к началу 1830-х гг., то есть к тому времени, когда классический романтизм в Германии и Англии уже почти иссяк.
С точки зрения французских романтиков, главное в драме – это борьба за новую драму. Наиболее прочными позициями в театре были у классиков, которые и являлись его создателями.
Самым выдающимся реформатором драматического жанра является Гюго, который начиная с 20–х годов XIX века возглавлял еще и реформы в прозе и поэзии. В развитии романтического направления во французской литературе большую роль сыграли Жорж Санд, Дюма, Ламарк, Виньи, Сент-Бёв.
Различные аспекты изучения творчества романтиков Испании, США, Германии, Венгрии, Дании, Австрии, России, Италии и других стран, а также изучение литературной истории русского романтизма привели исследователей к выводу о том, что это направление развивалось неоднородно, а также было сказано о существующих различиях национального проявления романтизма, о влияниях степени развития литературы в различных странах. Это привело к возможности расширения хронологических границ романтизма, а также была выдвинута идея национальных типов романтизма.
Однако, несмотря на это, классификация течений романтизма также достаточно противоречивая. Художественно-историческое направление в романтизме французской литературы, фольклора немецкого и русского романтизма можно определить, как историко-литературное, а также лирико-философское. Однако точная типология течений еще не разработана.
Нет времени решать самому?
Наши эксперты помогут!
Контрольная
| от 300 ₽ |
Реферат
| от 500 ₽ |
Курсовая
| от 1 000 ₽ |
Романтизм за границей
Как известно из истории, в начале XIX века среди поэтов были такие, как Генрих Гейне (в сборнике «Книга песен»), Уильям Вордсворт (в сборнике «Лирические баллады»), Перси Б. Шелли (в сборнике «Паломничество Чайлда Гарольда») и Джордж Ноэл Гордон Байрон – автор поэмы “Паломничество Чайльд-гарольда”.
Популярность приобрели исторические романы Вальтера Скотта (такие как «Айвенго», «Квентин Дорвард») и Джейн Остин («Гордость и Предубеждение», «Ворон», «Падение Дома Ашеров»).
Также известно произведение Самюэля Тейлора Колрижа «Сказания старого моряка» и Альфред де Мюссе «Исповедь сына века». С легкостью читатель попадает из реального мира в вымышленный и обратно, благодаря чему они оба становятся одним целым. Но, в основном, это достигается простым языком некоторых произведений и непринужденным повествованием о таких необычных вещах.
Романтизм в России
Родоначальником русского романтизма является Василий Андреевич Жуковский (элегия «Море» и баллада «Светлана»). Из школьной программы всем хорошо известна поэма Михаила Юрьевича Лермонтова “Мцыри”, где особое внимание уделено мотиву одиночества.
Поэт, который был назван русским Байроном, действительно являлся таковым. Философская лирика Федора Ивановича Тютчева, ранние стихи и поэмы Александра Сергеевича Пушкина, поэзия Константина Николаевича Боярского и Николая Михайловича Языкова, — все это оказало большое влияние на развитие российского романтизма.
В этой области в творчестве Николая Васильевича Гоголя можно найти произведения, которые ранее были опубликованы в сборнике “Вечера на хуторе близ Диканьки”.
Интересный факт, что романтизм в России развивался параллельно с классицизмом и иногда они не очень сильно расходились.