Футуризм в русской литературе
Литература – это постоянно развивающийся, непрерывно развивающийся процесс. Если говорить о смене литературных течений и их влиянии на русскую литературу разных веков, то нельзя обойти вниманием тему сменяющих друг друга литературных направлений.
Литература – это совокупность идейно-эстетических принципов, характерных для произведений разных авторов одной эпохи.
Существует огромное количество литературных направлений. Наиболее активно они проявлялись в начале XX века — в Серебряный век русской поэзии. Одно направление, родившихся в то время, – это футуризм.
Футуризм (от лат. futurum — будущее) — литературное направление, которое больше интересовала не содержание произведений, а их форма. Футуризм – это «искусство будущего».
Истоком футуристического движения является публикация “Манифеста футуризма” (автор – Филиппо Томмазо Маринети) в 1909 году в Италии, где он был опубликован. В этом манифесте говорилось, что искусство в его традиционном виде изжило себя и больше не способно к обновлению, поэтому нужно создать новую концепцию красоты.
В русской поэзии футуризм просуществовал примерно с 1910 по 1920 год.
Особенности русского футуризма
Русский футуризм был представлен следующими чертами:
- Главной отличительной чертой футуризма была протест против традиционных норм стихосложения. В поэзии фовистов были эксперименты с ритмом и рифмой.
- У этих людей есть ярко выраженные черты бунтарства и анархизма.
- Отказ от сложившихся культурных традиций, ориентация на «искусство будущего»;
- Создание «заумного языка».
Заумный язык (заумь), это литературный прием, который заключается в замене элементов естественного языка на аналогичные звуковые комплекс или словосочетания. Это язык неопределенных значений.
Футуристы не признавали необходимости логических и синтаксических связок в своих произведениях. В них часто использовали язык афиш и объявлений, вульгардные обороты речи и профессиональный жаргон. Многие футуристы использовали авторские неологизмы.
Неологизм – это слово, которое появилось недавно в языке. Творческие неологизмы создаются авторами литературных произведений на страницах их произведений.
Футуристы отвергали все накопленное человечеством культурное и литературное наследие, считая, что оно не имеет никакой ценности.
Поэзия футуристов была направлена на возвышение личности поэта и презрение к личности более слабой. Появились культы силы и бесстрашия, даже агрессии. Футуристы стремились привлечь к себе и своему творчеству как возможно больше внимания, прибегая к приемам эпатажа и всевозможными крайними мерами и литературными скандалами.
Одним из главных героев футуристических произведений был, как правило, житель большого города или даже мегаполиса, который живет в нем активной жизнью. Выбор города как основного фона был обусловлен тем, что в городской среде темп развития намного быстрее, чем, скажем, в сельской. С помощью необычных способов герой выражал свои мысли и чувства.
Существующие футуристические группировки
Первым русским футуристом считается поэт-футурист Игорь Северянин, в 1911 году издавший сборник под названием «Прологом». “Egophutism”.
Самым влиятельным футуристическим кружком и одновременно создателем русского футуризма является литературно-художественное объединение “Гилея”, в состав которого входили Велимир Хлебников, Алексей Кружков, Елена Гуро, Василий Каменского, Владимир Маяковский и другие. “Gilea” была создана именно в 1912 году, когда она выпустила манифест “Пощёчина общественному вкусу”, в котором призывала отказаться от привязанностей к творениям прошлого.
А в своей основе футуризм состоял из нескольких групп:
- Эгофутуристы из Петербурга – Игорь Северянин, Иван Игнатьев, Александр Гитович и другие.
- Кубофутуризм, к которым принадлежали члены «Гилеи» — Велимир Хлебников, Владимир Маяков, Давид Бурлюк и другие;
- Московский поэтический союз «Мезонин поэзии», созданный эгофутуристами, в который входили Вадим Шершеневич, Рюрика Ивнева и другие;
- Футуристическая группа «Центрифуг» состояла из Сергея Боброва, Николая Асеева и Бориса Пастернака.
В этих четырех группах были очень странные и напряженные отношения друг с другом. По мнению участников группы «Бубновый валет», они были соперниками по поводу того, кто из них является истинным представителем футуризма. Однако иногда они вступали в конфликт, но всегда мирно и без конфликтов.
Кроме четырех крупнейших было также несколько других объединений футуристов, в том числе «41 градус», «Творец», «Лирень», «Безкровное убийство».
По мнению футуристов, в манифесте «Пощечина общественному вкусу» они призывали «сбросить Пушкина (или любого другого классика) с парохода современности».
Затухание футуризма
Среди русских писателей-футуристов, таких как В. Маяковский, В. Хлебников и В. Кандинский, были те, кто приветствовал Октябрьскую революцию и выражал революционные идеи в своих произведениях. Однако вместе с этим футуристическим сочинениям была присущая антивоенная идея, которая нашла отражение в поэмах «Война и мир» и «Война и мир» М. А. Булгакова.
Хотя они и выступали за русскую революцию, но темпы развития этого движения замедлились уже после ее победы в 1917 году. Судьба многих футуристов была очень печальной и даже трагичной: кто-то был расстрелян, а кто-то эмигрировал, кто-то покончил жизнь суицидом. Среди тех, кто остался в России, были и те, кто сменил свои литературные взгляды и выработал новый, отличный от футуристических стиль.
Футуризм – это отдельная и очень важная глава в жизни русской поэзии. Его идеи и идеи оказали огромное влияние на развитие российской литературы. Необычное мышление футуристов, отвергающих все устоявшиеся каноны и смело пытавшихся создать нечто совершенно новое, «разрушающих музеями, библиотеками и сражающихся с морализом», внесло в литературу множество новаторских мыслей, которые были впоследствии подхвачены последующими поколениями поэтов.
Нет времени решать самому?
Наши эксперты помогут!
Контрольная
| от 300 ₽ |
Реферат
| от 500 ₽ |
Курсовая
| от 1 000 ₽ |
Заключение
Футуризм возник как литературное течение, но уже через несколько лет приобрел свое живописное измерение. Первой выставкой, которая прошла в Париже в 1912 году, стала выставка «Футуристы в Париже», где были представлены работы художников-футуристов. Это была прекрасная выставка, которая стала настоящим коммерческим проектом. За неполный год она проехала по европейским столицам и выставила в них каталог с декларацией своих работ. Аудитория была небольшая – от нескольких десятков до нескольких сотен человек, но резонанс получился колоссальный. Футуристы, в отличный от кубистов с его стремлением к стабильности, устойчивости, к анализу формы, стремились передать движение. Однако, как писал проницательный критик того времени, в этом и состояло главное новаторское произведение футуристов.
Так получилось, что футуризм в России стал очень популярным. Итальянские писатели и художники переводились. Когда Филиппо Томмазо Маринети в 1914 году посетил Россию и Петербург, уже почти все известные произведения футуристов были доступны русскому читателю, и для художников было понятно, что теория отдельна от практики. Мало русских художников видели футуристическую живопись. Футуризм вообще был чем-то из ряда вон выходящим, парадоксальным. Все указывали на то, что футуристы не достигли импрессионизма, а в области изобразительного языка находятся в сервильной зависимости от французского кубиста. В этом смысле футуризм для русского сознания являлся символом кризиса эпохи. А именно он стал той болезнью, которая стала называться в XIX веке «болезнью столетия». И он воплощал тот результат индустриального городского развития, который привел к отрицанию основных человеческих ценностей. С этим связано то обстоятельство что в этом отношении футуризм бросает тень на русское художественное сознание этой поры. По словам Дмитрия Мережковского накануне Первой мировой войны, он опубликовал в одной из газет статью «Шаг грядущего Хамы», а «грядущий Хам» для этого времени очень значимая категория, описывающая восстание обывателя, пришествие обывателя. В этом месте он пишет, что футуристы похожи на будущее как щенок похож на зверя, а дракон похож на змею.