Этапы проведения бенчмаркинга

286
10 января 2024 г.
Время чтения:  5 минут
Определение

Бенчмаркинг организации — это специализированная методика исследования опыта конкурентных организаций и перенимание опыта, в ходе которого для организации могут быть открыты новые пространственные возможности для бизнеса.

Бенчмаркинг: что это такое простыми словами?

Само слово «бенчмаркинг» с английского «benchmark», переводится как стандарт, критерий, эталон. Если эталон — это характеристика определенного уровня, высоты или ступени, то задача бенчмаркинга заключается в планировании, определении, сравнении и достижении этих стандартов.

Бенчмаркинг также называются эталоном, поскольку при их использовании для сравнения выбираются оценочные показатели деятельности лучших компаний в данной области.

Что такое бенчмаркинг? Бенчмаркинг предприятия — это набор стратегий, позволяющих компаниям изучать принципы и методики управления деятельностью своих конкурентов, анализировать их преимущества и недостатки в деятельности  и постепенно внедрять эти преимущества в свои производственные процессы.

Таким образом, бенчмаркинг конкурентов позволяет сопоставить бизнес процессы, продукты и в целом деятельность организации с деятельность другой организации, как правило, конкурентов.

Для проведения сравнения должны быть выполнены следующие условия:

  1. сравниваемый бизнес-процесс должен существовать как в сравниваемой компании, так и в компании, для которой этот процесс разрабатывается; 
  2. для качественных сравнений требуется полная информация об анализируемых фирмах. Качественное сравнение требует обширной информации о бизнес-процессах анализируемых компаний. В частности, это означает различную внутреннюю информацию, которая является конфиденциальной для бизнеса сравниваемых организаций;
  3. бизнес-модели и другие базовые элементы должны быть одинаковыми в собственной компании и выбранного конкурента. 

Виды бенчмаркинга

  • Внутренний бенчмаркинг проявляется в повторном принятии менеджерами решений в отношении всех подразделений организации на основе прошлого опыта. Другими словами, менеджеры принимают решения в определенных подразделениях компании в рамках повышения эффективности организации. Анализ результатов покажет, какие идеи действительно были более продуктивны. Затем менеджеры применять опыт и идеи, предлагаемые в других подразделениях. Этот тип бенчмаркинга отражает тот же сравнительный анализ, что и опыт принятия решений в собственной организации.
  • Общий бенчмаркинг – это анализ экономического опыта конкурирующей организации для реализации компанией в другом фокусе (другой нише).
  • Конкурентный бенчмаркинг позволяет провести анализ деятельности конкурентной организации с целью определения наиболее успешных способов достижения целей. Этот тип бенчмаркинга характеризуется анализом особо интересных показателей: цены, продукта, технологии производства и т. д.
  • Функциональный тип отличается от предыдущего тем, что в этом случае на первый план выходит функциональное сравнение с конкурентами, находящимися на разных стадиях производства. Здесь анализ основан на выявлении причин эффективности применения услуг или отрасли.
  • Стратегический бенчмаркинг чаще применяется тогда, когда предприниматели или организации планируют выводить новые продукты или выходить на новые рынки.

Для чего нужен бенчмаркинг?

К преимуществам бенчмаркинга относятся:

1) устранение ошибок управления на высшем уровне и привлечение внимание к реальному состоянию организации;

2) выявление слабых сторон и наибольшее привлечение внимания к сильным сторонам;

3) мотивация предпринимателей к постоянному повышению качества услуг;

 4) предотвращение отставания от конкурентов при избегании значительных финансовых затрат и внедрение методик совершенствовании  деятельности при минимальных расходах.

Методы бенчмаркинга

  • Анализ продукта или услуги — сравнение товаров, работ и услуг компании с аналогичной продукцией конкурентов.
  • Сравнение процессов — сравнение внутренних процессов компании с конкурентами или лучшими процессами в отрасли.
  • Метод «тайного покупателя» — это человек, который не работает в компании, выдает себя за покупателя и посещает фирменный магазин или офис, чтобы проверить качество обслуживания.
  • Оценка, опрос клиентов — получение от клиентов их мнений о продуктах, услугах и общей перспективе компании.
  • Анализ финансовых критериев — это сравнение показателей финансового положения компании с критериями конкурентов или отраслевыми рейтингами.
  • Анализ конкурентов – сбор и оценка информации о конкурентных организациях и выявление преимуществ и недостатков в их деятельности.

Инструменты бенчмаркинга

  • Сбор данных: использование различных источников информации (отчеты компаний, аналитика, базы данных).
  • Анализ данных: статистические и аналитические системы (например, Excel, SPSS).
  • Визуализация данных: инструменты для создания графиков и диаграмм (например, Power BI).
  • Тесты производительности: показатели (например, рентабельность инвестиций, ROE).
  • Управление проектами: системы управления проектами (например, jira , Asana).

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Контрольная

| от 300 ₽ |

Реферат

| от 500 ₽ |

Курсовая

| от 1 000 ₽ |

«Колесо бенчмаркинга» или стандартный процесс бенчмаркинга

Колесо бенчмаркинга — это инструмент, используемый для определения недостатков и преимуществ бизнеса или процесса по сравнению с конкурентами или лучшими практиками отрасли. Это помогает определить сферы, в которых есть возможность повысить эффективность деятельности. На рисунке 1 представлены основные ступени процесса бенчмаркинга

Этапы колеса бенчмаркинга

Рисунок 1. Этапы колеса бенчмаркинга

Проанализируем эти этапы более подробно

Первый этап — «Планирование». Здесь необходимо построить четкий план действий, определяющий ход исследования, с ориентацией на достижение результатов и конкретных показателей. Исходя из поставленных целей, выбираются необходимые методики проектирования. Этот план включает:

  • определение объектов анализа. Ими могут быть любые критерии, которые можно количественно оценить.
  • Привлечение нескольких маленьких групп сотрудников для проведения тех или иных видов исследований; 
  • документирование процессов, связанных с проверкой;
  • сбор и оценка показателей деятельности компании для сравнения с конкурентной организацией.

Второй этап — «Поиск». Здесь, чтобы быть еще более высокоэффективным, необходимо действовать именно в следующем порядке:

  • Определение критериев отбора;
  • Выбор лидеров рынка;
  • Открытый сбор данных.

Третий этап — «Наблюдение». Тут подробно изучается выбранная компания. Например, должны быть использованы все возможные способоы поиска и отбора информации, например, такие как опрос сотрудников данной компании через конфиденциальных покупателей, изучается так же информация, собранная из внешних источников (официальные сайты, упоминания в СМИ, пресс-релизы и т.д.).

Четвертый этап — «Анализ». Здесь требуется определить те принципы, средства и методы, благодаря которым конкуренты смогли добиться такого результата, и которые помогут собственной компании достичь успеха.

Данная операция состоит из пяти этапов:

  • Оценка собранной информации;
  • Анализ критериев и показателей;
  • Определение ошибок и рисков после расчета показателей;
  • Определение причин, которые привели к недостаткам и ошибкам.

Информация, которая была получена  на данном этапе, представляют значительную ценность при сравнении показателей с организациями-эталонами.

Пятый этап  — «Адаптация». Этот этап должен состоять из четырех стадий:

  • описание эталонного процесса и составление на его основе плана мероприятий по улучшению;
  • постановка целей улучшения;
  • разработка определенного плана по совершенствованию деятельности;
  • следование плану;
  • составление итоговой стратегии развития.

Разработка плана повышения эффективности организации является выбором конкретных решений, которые разработаны на основе исследования. Мероприятия также должны охватывать всех сотрудников и процессы, которые они требует.

Процесс реализации должен быть направлен на поиск и сбор актуальной и достоверной информации, которая позволяет оценить и разработать способы и новые возможности для развития собственной деятельности на основе данных конкурента.

Выполнение любых работ по маркетингу

Дипломная работа по маркетингу
4.9 из 5
1571 отзыв
₽ зависит от сложности
от 1 дня
Подробнее
Контрольная работа по маркетингу
4.9 из 5
1570 отзывов
от 535 руб.
от 3 часов
Подробнее
Реферат по маркетингу
4.9 из 5
1570 отзывов
от 500 руб.
от 3 часов
Подробнее
Курсовая работа по маркетингу
4.8 из 5
11649 отзывов
от 1970 руб.
от 1 дня
Подробнее

Популярные статьи

маркетинг

Кто такой рекламодатель? Виды рекламодателей, их функции

маркетинг что это

Что такое маркетинг? Каковы основные принципы маркетинговой деятельности?

маркетинговые стратегии для компаний

Маркетинговые стратегии для стартапов, которые помогут увеличить рост и узнаваемость

Что такое маркетинговая близорукость

Маркетинговая близорукость: Что Это? Как Это Влияет На Ваш Бизнес?