Этапы проведения бенчмаркинга
Бенчмаркинг организации — это специализированная методика исследования опыта конкурентных организаций и перенимание опыта, в ходе которого для организации могут быть открыты новые пространственные возможности для бизнеса.
Бенчмаркинг: что это такое простыми словами?
Само слово «бенчмаркинг» с английского «benchmark», переводится как стандарт, критерий, эталон. Если эталон — это характеристика определенного уровня, высоты или ступени, то задача бенчмаркинга заключается в планировании, определении, сравнении и достижении этих стандартов.
Бенчмаркинг также называются эталоном, поскольку при их использовании для сравнения выбираются оценочные показатели деятельности лучших компаний в данной области.
Что такое бенчмаркинг? Бенчмаркинг предприятия — это набор стратегий, позволяющих компаниям изучать принципы и методики управления деятельностью своих конкурентов, анализировать их преимущества и недостатки в деятельности и постепенно внедрять эти преимущества в свои производственные процессы.
Таким образом, бенчмаркинг конкурентов позволяет сопоставить бизнес процессы, продукты и в целом деятельность организации с деятельность другой организации, как правило, конкурентов.
Для проведения сравнения должны быть выполнены следующие условия:
- сравниваемый бизнес-процесс должен существовать как в сравниваемой компании, так и в компании, для которой этот процесс разрабатывается;
- для качественных сравнений требуется полная информация об анализируемых фирмах. Качественное сравнение требует обширной информации о бизнес-процессах анализируемых компаний. В частности, это означает различную внутреннюю информацию, которая является конфиденциальной для бизнеса сравниваемых организаций;
- бизнес-модели и другие базовые элементы должны быть одинаковыми в собственной компании и выбранного конкурента.
Виды бенчмаркинга
- Внутренний бенчмаркинг проявляется в повторном принятии менеджерами решений в отношении всех подразделений организации на основе прошлого опыта. Другими словами, менеджеры принимают решения в определенных подразделениях компании в рамках повышения эффективности организации. Анализ результатов покажет, какие идеи действительно были более продуктивны. Затем менеджеры применять опыт и идеи, предлагаемые в других подразделениях. Этот тип бенчмаркинга отражает тот же сравнительный анализ, что и опыт принятия решений в собственной организации.
- Общий бенчмаркинг – это анализ экономического опыта конкурирующей организации для реализации компанией в другом фокусе (другой нише).
- Конкурентный бенчмаркинг позволяет провести анализ деятельности конкурентной организации с целью определения наиболее успешных способов достижения целей. Этот тип бенчмаркинга характеризуется анализом особо интересных показателей: цены, продукта, технологии производства и т. д.
- Функциональный тип отличается от предыдущего тем, что в этом случае на первый план выходит функциональное сравнение с конкурентами, находящимися на разных стадиях производства. Здесь анализ основан на выявлении причин эффективности применения услуг или отрасли.
- Стратегический бенчмаркинг чаще применяется тогда, когда предприниматели или организации планируют выводить новые продукты или выходить на новые рынки.
Для чего нужен бенчмаркинг?
К преимуществам бенчмаркинга относятся:
1) устранение ошибок управления на высшем уровне и привлечение внимание к реальному состоянию организации;
2) выявление слабых сторон и наибольшее привлечение внимания к сильным сторонам;
3) мотивация предпринимателей к постоянному повышению качества услуг;
4) предотвращение отставания от конкурентов при избегании значительных финансовых затрат и внедрение методик совершенствовании деятельности при минимальных расходах.
Методы бенчмаркинга
- Анализ продукта или услуги — сравнение товаров, работ и услуг компании с аналогичной продукцией конкурентов.
- Сравнение процессов — сравнение внутренних процессов компании с конкурентами или лучшими процессами в отрасли.
- Метод «тайного покупателя» — это человек, который не работает в компании, выдает себя за покупателя и посещает фирменный магазин или офис, чтобы проверить качество обслуживания.
- Оценка, опрос клиентов — получение от клиентов их мнений о продуктах, услугах и общей перспективе компании.
- Анализ финансовых критериев — это сравнение показателей финансового положения компании с критериями конкурентов или отраслевыми рейтингами.
- Анализ конкурентов – сбор и оценка информации о конкурентных организациях и выявление преимуществ и недостатков в их деятельности.
Инструменты бенчмаркинга
- Сбор данных: использование различных источников информации (отчеты компаний, аналитика, базы данных).
- Анализ данных: статистические и аналитические системы (например, Excel, SPSS).
- Визуализация данных: инструменты для создания графиков и диаграмм (например, Power BI).
- Тесты производительности: показатели (например, рентабельность инвестиций, ROE).
- Управление проектами: системы управления проектами (например, jira , Asana).
Нет времени решать самому?
Наши эксперты помогут!
Контрольная
| от 300 ₽ |
Реферат
| от 500 ₽ |
Курсовая
| от 1 000 ₽ |
«Колесо бенчмаркинга» или стандартный процесс бенчмаркинга
Колесо бенчмаркинга — это инструмент, используемый для определения недостатков и преимуществ бизнеса или процесса по сравнению с конкурентами или лучшими практиками отрасли. Это помогает определить сферы, в которых есть возможность повысить эффективность деятельности. На рисунке 1 представлены основные ступени процесса бенчмаркинга
Рисунок 1. Этапы колеса бенчмаркинга
Проанализируем эти этапы более подробно
Первый этап — «Планирование». Здесь необходимо построить четкий план действий, определяющий ход исследования, с ориентацией на достижение результатов и конкретных показателей. Исходя из поставленных целей, выбираются необходимые методики проектирования. Этот план включает:
- определение объектов анализа. Ими могут быть любые критерии, которые можно количественно оценить.
- Привлечение нескольких маленьких групп сотрудников для проведения тех или иных видов исследований;
- документирование процессов, связанных с проверкой;
- сбор и оценка показателей деятельности компании для сравнения с конкурентной организацией.
Второй этап — «Поиск». Здесь, чтобы быть еще более высокоэффективным, необходимо действовать именно в следующем порядке:
- Определение критериев отбора;
- Выбор лидеров рынка;
- Открытый сбор данных.
Третий этап — «Наблюдение». Тут подробно изучается выбранная компания. Например, должны быть использованы все возможные способоы поиска и отбора информации, например, такие как опрос сотрудников данной компании через конфиденциальных покупателей, изучается так же информация, собранная из внешних источников (официальные сайты, упоминания в СМИ, пресс-релизы и т.д.).
Четвертый этап — «Анализ». Здесь требуется определить те принципы, средства и методы, благодаря которым конкуренты смогли добиться такого результата, и которые помогут собственной компании достичь успеха.
Данная операция состоит из пяти этапов:
- Оценка собранной информации;
- Анализ критериев и показателей;
- Определение ошибок и рисков после расчета показателей;
- Определение причин, которые привели к недостаткам и ошибкам.
Информация, которая была получена на данном этапе, представляют значительную ценность при сравнении показателей с организациями-эталонами.
Пятый этап — «Адаптация». Этот этап должен состоять из четырех стадий:
- описание эталонного процесса и составление на его основе плана мероприятий по улучшению;
- постановка целей улучшения;
- разработка определенного плана по совершенствованию деятельности;
- следование плану;
- составление итоговой стратегии развития.
Разработка плана повышения эффективности организации является выбором конкретных решений, которые разработаны на основе исследования. Мероприятия также должны охватывать всех сотрудников и процессы, которые они требует.
Процесс реализации должен быть направлен на поиск и сбор актуальной и достоверной информации, которая позволяет оценить и разработать способы и новые возможности для развития собственной деятельности на основе данных конкурента.