Факторы маркетинговой среды

787
10 января 2024 г.
Время чтения:  7 минут
Определение

Фактор среды маркетинга — это условия и предпосылки, которые влияют на маркетинговые решения и стратегические цели компании.

Что такое маркетинговая среда и факторы влияния?

Под маркетинговой средой понимается набор факторов, которые оказывают воздействие на коммерческую и маркетинговую деятельность организации. Сюда включаются внутренние факторы (которые могут контролироваться компанией) и внешние факторы (которые не могут контролироваться компанией).

Под внутренней средой понимаются процессы, структуры и системы, которые происходят внутри предприятия. Сюда входят такие факторы, как организационная структура, культура, ресурсы, цели и стратегии. Внутренняя среда влияет на то, как компания функционирует, и как она будет взаимодействовать с внешней средой.

Внешняя же среда в свою очередь делится на две составляющие: макросреда (среда косвенного влияния) и микросреда (среда непосредственного, прямого влияния).

Таким образом, микровнешняя среда — это набор факторов, прямо влияющих на работу компании. Макровнешняя среда является фактором, не подконтрольным компании, и оказывает косвенное влияние на состояние и развитие фирмы.

Факторы маркетинговой внутренней среды

Она состоит из факторов ближнего окружения, непосредственно существующие внутри каждой компании:

  • структура управления: иерархия, распределяющая обязанности и полномочия, каналы связи между различными уровнями управления;
  • культура: это ценности, нормы и убеждения, разделяемые сотрудниками компании. Культура оказывает влияние на то, как сотрудники фирмы взаимодействуют друг с другом и как реагируют на различные изменения, происходящие внутри компании;
  • ресурсы: включают в себя все необходимые материалы, финансы, персонал, технологии и другие ресурсы, которые необходимы для реализации стратегии;
  • цели и стратегии: это планы и намерения компании по достижению своих целей, а также методы, используемые для их достижения.
  • организационный климат: это окружающая среда компании, которая может быть положительной или отрицательной и может влиять на мотивацию и удовлетворенность сотрудников.

Факторы внешней среды: макросреда

Среда внешнего косвенного влияния состоит из факторов, оказывающих непрямое, но значительное влияние на деятельность компании. К ним относятся факторы преимущественно сферы экономики, политики, социологии и технологий.

1) экономические:

  • уровень экономического роста;
  • уровень роста рынка;
  • ВВП;
  • уровень и динамика инфляции;
  • ставки по кредитам, ставка по налогам и т. д.

2) Научно-технические:

  • уровень развития НТП страны;
  • научное направление фундаментальных исследований;
  • наличие инноваций в промышленности и т.д.

3) Социально-демографические и социокультурные: напр.

  • численность, динамика, состав и структура населения;
  • занятость и безработица;
  • размер оплаты труда;
  • ценности, традиции и мода.

4) Международные:

  •  тенденции во внешнеэкономической деятельности;
  • отношения с другими странами;
  • санкции;
  • международные выставки и аукционы и т.д.

5) Природные и погодные условия:

  • климат, погодные условия, погода;
  • наличие/отсутствие природных ресурсов;
  • месторасположение региона и т.д.

Факторы внешнего окружения: микросреды.

Средой ближайшего окружения также называется среда прямого влияния, микросреда или непосредственное окружение. К ним относятся:

  • Поставщики. Поставщики поставляют сырье, оборудование, материалы и т. д. и другие важные ресурсы, от которых зависит непосредственная деятельность организации. Отношения между поставщиками и организацией очень тесные, так как от качества сырья поставщиков зависит и качество производимой продукции компании.
  • Пользователи. Влияние пользователей на деятельность организации также важно. Прежде всего, именно потребитель определяет цены, от которых зависит уровень дохода и рентабельности организации, и предъявляет особые требования к качеству того или иного товара или услуги. Поэтому всем компаниям необходимо учитывать потребности своих клиентов, чтобы максимизировать свой доход.
  • Конкуренты. Конкуренция позволяет учитывать цены и характеристики конкурентов, для того, чтобы повысить конкурентоспособность своей продукции. Главная задача организации, учитывающей этот фактор, проанализировать деятельность конкурентов, учесть их основные характеристики и создать наиболее подходящие продукты для своих клиентов.
  • Контактная аудитория: это группы, которые также могут влиять на работу фирмы. К ним относятся средства массовой информации, органы власти и другие учреждения.
  • Правовые и регулирующие органы: Национальные и международные нормы и стандарты, которые регулируют деятельность предприятий и влияют на их конкурентоспособность.

Каждый из этих факторов имеет свои особенности. Чтобы добиться успеха, важно понимать их особенности и учитывать их влияние на бизнес.

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Контрольная

| от 300 ₽ |

Реферат

| от 500 ₽ |

Курсовая

| от 1 000 ₽ |

Внешняя среда: методики анализа

Анализ макро- и микросреды включает в себя изучение различных факторов, которые могут повлиять на деятельность компании. К таким методикам относятся следующие методы.

STEP (PEST), STEEPLE

Анализ STEP — это стратегический инструмент для долгосрочного планирования. В ходе оценки макросреды подводится итог за период от трех до пяти лет; часто анализ STEP проводится в виде таблицы или прямоугольной матрицы. STEP- это аббревиатура с английского языка включающая факторы сферы социологии, технологий, экономики и политики.

Анализ, результаты и выводы STEP анализа позволяют правильно оценить внешнеэкономическую ситуацию в производственной и коммерческой среде.

При этом следует отметить, что STEP-анализ влияния факторов производится по следующей схеме, где каждому фактору присваивается бал от 1 до 3:

1 — влияние элемента невелико, и его изменение практически не сказывается на работе компании

2 – влияние элемента может сказаться на прибыли и рентабельности работы компании при его значительном изменении

3 — влияние фактора велико и волатильность вызывает значительные изменения в продажах и рентабельности компании.

Далее делаются выводы о том, какие факторы являются угрозой для деятельности компании, а влияние каких факторов можно свести к нулю.

В STEEPLE-анализе добавляются еще три дополнительных фактора к PEST-анализу, такие как этика, окружающая среда и право. Поэтому STEEPLE является расширенной версией PEST.

SWOT-анализ

Этот метод анализа является наиболее популярным методом оценки влияния факторов на коммерческую деятельность и на маркетинговую деятельность компании. Метод помогает проанализировать наиболее слабые и наиболее сильные факторы, влияющие на работу фирмы, а также выявить возможности и угрозы. Результаты оценки сводятся в таблицу в виде матрицы:

Матрица SWOT

Модель «Пять сил» М. Портера

Это инструмент для анализа конкуренции в отрасли. Она помогает определить интенсивность конкуренции и понять, какие стратегии будут наиболее выгодны для компании в текущих условиях.

При этом анализируются такие силы:

  1. Конкуренция внутри отрасли;
  2. Вероятность появления новых конкурентов;
  3. Вероятность выпуска товаров-заменителей;
  4. Уровень власти поставщиков на рынке;
  5. Уровень власти покупателей на рынке.

Портер доказал, что чем большее давление оказывают эти силы на компанию, тем сложнее ей развиваться в рамках отрасли.

Quest анализ (квест анализ)

Оценка с помощью квест-анализа предполагает изучение различных факторов, которые могут повлиять на успех компании на рынке. Сюда входит изучение конкурентов, анализ потребностей потребителей и исследование рынка. Квест-анализ помогает также проанализировать положительные и отрицательные стороны компании, а также возможности для улучшения ее положения на рынке.

Внутренняя среда: методики анализа

Исследование ближнего окружения позволяет проанализировать влияние факторов, существующих внутри компании. Каждый из методов имеет свои плюсы и минусы, однако для более полного видения угроз и перспектив необходимо использовать несколько методик. Наиболее популярными из них являются:

SNW-анализ

Одним из методов является SNW-анализ, который является аббревиатурой и расшифровывается как:

  • Strength — сила;
  • Neutral — нейтральность;
  • Weakness — слабость.

Метод считается лучше модели SWOT-анализа, поскольку учитывает кроме сильных и слабых сторон еще и среднее, нейтральное состояние рынка (N).

Основная причина включения нейтральных сторон заключается в том, что если компания находится в состоянии N, за исключением лидирующей позиции над всеми конкурентами, и только одна в состоянии S, этого часто бывает достаточно для победы в конкурентной борьбе.

Матрица БКГ

Матрица БКГ — это методика стратегического анализа, который помогает определить позицию продукта или подразделения в портфеле компании. Матрица имеет две оси: по вертикальной оси отражается рост рынка, а по горизонтальной оси – доля рынка по ключевым конкурентам. В результате продукты и отрасли попадают в один из четырех квадрантов: «Звезд», «Дойных коров», «Вопросительных знаков» и «Собак».

«Звезды» — это продукты или отрасли, которые занимают самую большую долю рынка и работающие на быстрорастущих рынках. Звезды требуют больших инвестиций, но имеют потенциал для получения значительных будущих прибылей.

«Дойные коровы» — это продукты или организации с высоким удельным весом на рынке, но на низкорастущих или стабильных рынках. Они приносят стабильный доход и служат источником финансирования для других продуктов или секторов.

«Вопросительные знаки» — это продукты или сектора с низкой долей рынка на быстрорастущих рынках. Они требуют дополнительных вложений с цель укрепления своего места на рынке и в будущем могут стать «звездами».

«Собаки» — это продукты или сектора с низкой долей рынка на низкорастущих или стагнирующих рынках. Они обычно требуют небольших инвестиций, но и приносят незначительную прибыль.

Матрица выглядит следующим образом:

Матрица БКГ

Выполнение любых работ по маркетингу

Дипломная работа по маркетингу
4.9 из 5
1571 отзыв
₽ зависит от сложности
от 1 дня
Подробнее
Контрольная работа по маркетингу
4.9 из 5
1570 отзывов
от 535 руб.
от 3 часов
Подробнее
Реферат по маркетингу
4.9 из 5
1570 отзывов
от 500 руб.
от 3 часов
Подробнее
Курсовая работа по маркетингу
4.8 из 5
11649 отзывов
от 1970 руб.
от 1 дня
Подробнее

Популярные статьи

маркетинг

Кто такой рекламодатель? Виды рекламодателей, их функции

маркетинг что это

Что такое маркетинг? Каковы основные принципы маркетинговой деятельности?

маркетинговые стратегии для компаний

Маркетинговые стратегии для стартапов, которые помогут увеличить рост и узнаваемость

Что такое маркетинговая близорукость

Маркетинговая близорукость: Что Это? Как Это Влияет На Ваш Бизнес?