Holistic marketing (холистический маркетинг)
Холистический маркетинг: что это такое?
Холистический маркетинг — это концепция, которая объединяет все элементы деловых взаимодействий между организациями и потребителями, заказчиками и поставщиками, тем самым постоянно расширяя понимание потребностей потребителей и исследуя новые способы реализации целевой потребительской ценности.
Специфика понятия
Название «холистический» возникло от слова «холизм». Холизм относится к идее о том, что каждый объект существует как одно целое, а целостность объекта означает наличие свойств, которые невозможно увидеть, если рассматривать объект только как сумму его отдельных компонентов.
Эта идея была использована в научной работе Ф. Котлера и его коллег. За последние два десятилетия Котлер и его коллеги четко определили природу и структуру холистического маркетинга. В их последней книге «холистический маркетинг» стал относится к «маркетингу в цифровой экономике» или «маркетингу 4.0» или другое название – социально-этический маркетинг, целостный маркетинг. Ф. Котлер также определил, какие направления включает холистический маркетинг, в частности, он выделил четыре таких направления: маркетинг отношений, внутренний маркетинг, социально-экологический маркетинг, интегрированный маркетинг.
Концепция холистического маркетинга
Холистический маркетинг — это новое направление, которое фокусируется на взаимосвязанных компонентах сотрудничества компаний с потребителями, торговыми партнерами и посредниками. Важным моментом в представленной концепции является подход к потребителю как к значимой фигуре в системе продаж и распределения, которое вместе с другими звеньями создает большую ценность и значимость.
Концепция холистического маркетинга включает в себя планирование, разработку и осуществление маркетинговой деятельности, программ и процессов, которые учитывают целостность и взаимозависимость. Эта концепция утверждает, что маркетинг часто требует высоко интегрированного подхода. Следует отметить, что холистический маркетинг — это область, которая уравновешивает и интегрирует сложности и особые проблемы маркетинговой деятельности.
Самое главное, холистический маркетинг — это не конкретный набор приемов или инструментов, а скорее нетрадиционный и систематический образ мышления. Его мощный и неиспользованный потенциал может быть задействован любым бизнесом.
Холистический маркетинг учитывает сложную и уникальную индивидуальность потребителей. Самое главное, это целостный подход, который выходит за рамки традиционных рамок.
Концепция основана на признании различных маркетинговых программ, учитывающих взаимозависимость. Холистический маркетинг характеризуется признанием интегрированного подхода.
Что не является концепцией маркетинга? Холистический маркетинг не включает в концепцию набор отдельных элементов, вся система рассматривается как совокупность единых, целостных параметров.
Составляющие холистического маркетинга
В этой концепции маркетинга сбалансированы отдельные его составляющие и их объединение. Что является составляющей концепции холистического маркетинга?
- Маркетинг взаимоотношений. Целью этой составляющей является построитель прочные, долгие и доверительные отношения между организацией и потребителем. То есть основная задача его – это удержать лояльных потребителей.
- Интегрированный маркетинг. Главной задаче этого компонента является разработка такой маркетинговой стратегии, в которой потребности клиентов удовлетворяются наиболее экономически эффективным способом, а все процессы координируются. Другими словами, внедрение системы интегрированного маркетинга предполагает наиболее эффективное использование бюджета, что особенно важно в период экономической нестабильности и отраслевых проблем. Интегрированный маркетинг характеризуется эффектом синергии. Комплексное управление всеми элементами маркетинг-микса максимизирует результирующий эффект и обеспечивает преимущества по сравнению с концентрацией только на отдельных компонентах.
- Внутренний маркетинг. Эта составляющая маркетинга относится к воздействию маркетинга на сотрудников компании с целью повышения рентабельности их работы. К целям внутреннего маркетинга относится рост лояльности персонала к компании, повышение удовлетворенности работой, повышение узнаваемости компании на рынке и создание положительной репутации компании в глазах соискателей. Внутренний маркетинг не только увеличивает эффективность деятельности сотрудников компании, но и позволяет компании привлекать лучших специалистов различных специальностей и быстрее заполнять вакансии.
- Социально-ответственный маркетинг. Эта составляющая достаточно новое понятие для российских реалий, задачей которого является найти баланс между интересами компании, потребителей и клиентов в целом. Так же можно определить, что это маркетинг, участвующий в подготовке, осуществлении и управлении социальными программами, которые направлены обращение внимания общественности к определенной идее, движению или социальной практике.
Наиболее распространенные формы этой составляющей маркетинга – это спонсорство, франчайзинг и стимулирование сбыта. Во всех формах компании решают социальные вопросы, например, восстанавливают памятники, помогают бедным детям или защищают окружающую среду.
Таким образом, концепция холистического маркетинга является качественно новой формой маркетингового взаимодействия в современных организациях не только объектами экономической системы, в которой они функционируют или планируют развиваться, но и всеми текущими и будущими объектами маркетинговой среды, которые необходимо принимать во внимание. В современной России существует реальная необходимость повышения операционной эффективности предприятий, увеличения производительности труда и усиления их конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Этого эффекта можно достичь, применяя целостную концепцию маркетингового взаимодействия, которая способна вывести рентабельность управления персоналом на новый уровень.