Возведение в степень

6 229
31 октября 2022 г.
Время чтения:  8 минут

Возведение числа в степень является важнейшей математической операцией, часто используемой для различных вычислений. В зависимости от вида основания и показателя значение степени рассчитывается по-разному. Ниже будут подробно рассмотрены основные правила нахождения значений степеней.

Возведение числа в степень с натуральным показателем

Прежде чем приступить к изучению операции возведения в степень необходимо рассмотреть базовое понятие натуральной степени числа.

Определение

Натуральной степенью n числа а называют произведение, состоящее из n множителей, каждый из которых равен a.

\[a^{n}=\underbrace{a \times a \times \ldots \times a}_{\text {п множсителей }}\]

Таким образом, для натурального показателя степень представляет собой укороченную запись умножения одинаковых множителей. В данном случае чтобы найти значение степени, следует перемножить число, которое является основанием, само на себя указанное количество раз.

Пример 1

Рассмотрим возведение числа 3 в степень 5. Согласно приведенному выше базовому определению:

35 = 3 × 3 × 3 × 3 × 3 = 243

Для операций возведения во вторую и третью степень имеются устоявшиеся названия: возведение в квадрат и куб, соответственно. Таким образом, выражение «32» может быть прочитано как «три во второй степени» или «три в квадрате», оба варианта будут верными.

Значение степенных выражений с дробным основанием и натуральным показателем находится по той же схеме. В то же время, в соответствии с правилом умножения дробей, операция возведения дроби в степень может быть разбита на два действия, когда числитель и знаменатель возводятся в соответствующую показателю степень по отдельности.

Пример 2

Найдем, чему будут равны \[ \frac{2}{5} \] в степени 3:

\[\left(\frac{2}{5}\right)^{3}=\frac{2}{5} \times \frac{2}{5} \times \frac{2}{5}=\frac{2^{3}}{5^{3}}=\frac{8}{125}\]

Операция возведения в натуральную степень имеет определенные особенности при работе с отрицательными числами. Рассмотрим следующий пример:

Пример 3

Найдем значения степенных выражений (-5)3 и (-5)4. Для этого, согласно базовому определению, необходимо умножить основание само на себя 3 и 4 раза соответственно:

(-5)3 = (-5) × (-5) × (-5) = -125

(-5)4 =(-5) × (-5) × (-5) × (-5) = 625

Из приведенного примера можно видеть, что в первом случае полученный результат является отрицательным числом, а во втором – положительным. Это связано с правилом перемножения отрицательных чисел. Следствием из него является то, что если показатель степени отрицательного числа представляет собой четное число, результат будет положительным, если нечетное – отрицательным. Таким образом, степень с отрицательным основанием и четным показателем будет равна степени с таким же показателем и основанием, равным по модулю, но противоположным по знаку.

(-a)2n = a2n

Если требуется возвести в натуральную степень иррациональное число, то его необходимо предварительно округлить до той значащей цифры, которая позволит получить ответ с требуемой точностью. Рассмотрим данный случай на примере числа π.

Пример 4

Выполним возведение в степень 3 числа π.

π – это бесконечное иррациональное число. С точностью до 10 знаков после запятой оно записывается следующим образом:

π = 3,1415926536

Допустим, нам необходим результат с точностью два знака после запятой. Тогда число π может быть округлено до 3,14.

(3,14)3 = 3,14 × 3,14 × 3,14 ≈ 30,96

Отдельно следует отметить, чему будет равно число в степени 1. В соответствии с базовым определением

\[a^{n}=\underbrace{a \times a \times \ldots \times a}_{\text {п множсителей }}\]

вне зависимости от значения основания, число в степени 1 равно самому себе.

На практике возможны и более сложные случаи, когда требуется найти значение степенного выражения, в котором показатель не является натуральным числом. Ниже будут рассмотрены ситуации, когда показатель степени представляет собой целое, дробное, рациональное или иррациональное число.

Вычисление степеней с целым показателем

Все операции по возведению в целую степень можно разделить на три группы: когда показатель является целым положительным (натуральным) числом, когда он равен нулю, и когда он является отрицательным числом.

Случай с натуральным показателем был рассмотрен ранее, поэтому мы не будем к нему возвращаться.

В случае, когда показатель равен нулю, для любого не равного нулю основания значение степени будет равно единице. Если же и основание, и показатель степени равны нулю значение выражения будет не определено.

Пример 5

Рассмотрим возведение в нулевую степень натурального, дробного, иррационального чисел, а также нуля:

100 = 1

0,50 = 1

π0 = 1

00 – не определено.

Осталось рассмотреть нахождение значения степенного выражения с целым отрицательным показателем. Число а в степени -n представляет собой дробь, числитель которой равен единице, а знаменатель – числу а в степени n.

\[a^{-n}=\frac{1}{a^{n}}\]

Можно видеть, что знаменатель дроби является натуральной степенью, вычисление которой было рассмотрено ранее. Таким образом, две степени, у которых основания одинаковы, а показатели противоположны по знаку, но равны по модулю, будут являться обратными числами. Рассмотрим возведение в отрицательную степень целого и дробного чисел:

Пример 6

Вычислим, чему равно 7 в степень -3:

\[7^{-3}=\frac{1}{7^{3}}=\frac{1}{7 \times 7 \times 7}=\frac{1}{343}\]

Пример 7

Найдем значение степенного выражения \[\left(\frac{2}{9}\right)^{-2}\]

При возведении дробного числа в отрицательную степень на определенном этапе осуществляется «переворот» дроби. Он может быть выполнен как в конце вычислений:

\[\left(\frac{2}{9}\right)^{-2}=\frac{1}{\left(\frac{2}{9}\right)^{2}}=\frac{1}{\frac{2}{9} \times \frac{2}{9}}=\frac{1}{\frac{4}{81}}=\frac{81}{4}=20 \frac{1}{4}\]

так и в начале:

\[\left(\frac{2}{9}\right)^{-2}=\left(\frac{9}{2}\right)^{2}=\frac{81}{4}=20 \frac{1}{4}\]

Из-за указанного в примере «переворота», при возведении десятичной дроби в отрицательную степень рекомендуется предварительно преобразовать основание к форме обыкновенной дроби. Рассмотрим данную ситуацию на примере:

Пример 8

Найдем значение степенного выражения 0,5-2:

\[0,5^{-2}=\left(\frac{5}{10}\right)^{-2}=\left(\frac{10}{5}\right)^{2}=\frac{10^{2}}{5^{2}}=\frac{100}{25}=4\]

Отдельно следует упомянуть о выражениях с целым отрицательным показателем, основание которых равно нулю. Подобное выражение будет не определено, поскольку его преобразование будет приводить к дроби, знаменатель которой равен нулю.

\[0^{-n}=\frac{1}{0^{n}}\] ‒ выражение не определено.

Возведение числа в дробную степень

Прежде чем приступить к вычислению, следует рассмотреть базовое определение степени с дробным показателем. В виде формулы оно может быть записано следующим образом:

\[a^{m / n}=\sqrt[n]{a^{m}}, \text { где }\]

a – положительное число;

m – целое число;

n – натуральное число.

Из указанного определения следует, что операция нахождения алгебраического корня любой степени также может быть представлена в форме возведения в дробную степень, когда числитель показателя равен единице, а знаменатель – основанию корня.

\[\sqrt[n]{a}=a^{1 / n}\]

При этом не следует воспринимать данное свойство как способ преобразования иррационального числа в рациональное. Изменяется только форма записи. Например, если число √2 является иррациональным, то при записи его в форме \[2^{1 / 2}\] оно также останется иррациональным.

При нахождении значения степени с дробным показателем следует последовательно выполнить два математических действия: возведение основания в степень с целым показателем m и извлечение корня n-ной степени. При этом согласно свойству корней, указанные действия можно выполнить и в обратной последовательности, то есть можно сначала извлечь из основания корень n-й степени, а затем возвести полученный результат в степень m.

\[\sqrt[n]{a^{m}}=(\sqrt[n]{a})^{m}\]

Рассмотрим оба способа вычисления степеней с дробным показателем на конкретном примере.

Пример 9

Найдем значение степенного выражения \[128^{5 / 7}\].

Способ 1. Возведение в степень подкоренного выражения с последующим извлечением корня

\[128^{5 / 7}=\sqrt[7]{128^{5}}=\sqrt[7]{34359738368}=32\]

В данном случае из-за большого значения числа под корнем найти значение выражения, не прибегая к помощи калькулятора, невозможно.

Способ 2. Извлечение корня из основания с последующим возведением в степень.

\[128^{5 / 7}=(\sqrt[7]{128})^{5}=2^{5}=32\]

Указанный способ нахождения значения степени существенно легче. При этом результат вычислений не отличается, то есть можно выбирать тот способ, который будет удобнее в конкретном случае.

Если показатель степени представлен в форме десятичной дроби, то удобнее будет записать его в виде обычной.

Пример 10

Вычислим значение степени \[243^{0,4}\]:

\[243^{0,4}=243^{4 / 10}=243^{2 / 5}=(\sqrt[5]{243})^{2}=3^{2}=9\]

В случае, когда показатель представляет собой смешанное число, для удобства вычислений он может быть записан в виде неправильной дроби.

Пример 11

Вычислим значение выражения:

\[\left(12 \frac{1}{4}\right)^{1 \frac{1}{2}}=\left(\frac{49}{4}\right)^{3 / 2}=\left(\sqrt{\frac{49}{4}}\right)^{3}=\left(\frac{7}{2}\right)^{3}=\frac{343}{8}=42 \frac{7}{8}\]

Следует обратить внимание на математическую операцию возведения в отрицательную дробную степень. В этом случае вычисления производятся в три этапа: нахождение числа, обратного исходному, извлечение корня, степень которого соответствует значению знаменателя показателя, и возведение в степень, соответствующую числителю дробного показателя. Как и в случае с положительным дробным показателем, указанные действия могут выполняться в любой последовательности.

Пример 12

Найдем значение выражения \[49^{-1 / 2}\].

Выполним преобразование числа в обратное ему:

\[49^{-1 / 2}=\frac{1}{49^{1 / 2}}\]

Найдем значение степени в знаменателе полученной дроби:

\[\frac{1}{49^{1 / 2}}=\frac{1}{\sqrt{49}}=\frac{1}{7}\]

Также необходимо рассмотреть случай, когда основанием степени является ноль, а показателем – дробное число. Как и в случае с целыми показателями, подобные выражения имеют смысл лишь в том случае, когда показатель больше нуля. В противном случае выражение будет не определено.

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Контрольная

| от 300 ₽ |

Реферат

| от 500 ₽ |

Курсовая

| от 1 000 ₽ |

Нахождение степеней с иррациональным показателем

Иногда возникает необходимость нахождения значения степени, показатель которой представляет собой иррациональное число. Проблема заключается в том, что найти точное значение подобного выражения невозможно. Однако для решения любой практической задачи, как правило, достаточно нахождения значения степенного выражения с определенной степенью точности. В этом случае иррациональный показатель округляется до требуемого десятичного знака, после чего вычисление осуществляется согласно правилам, принятым для дробного показателя.

Рассмотрим решение подобной задачи на конкретном примере:

Пример 13

Предположим, что нам необходимо найти значение выражения 2 в степени √2. Показатель степени является иррациональным числом. В виде бесконечной десятичной дроби оно может быть записано следующим образом:

√2 = 1,41421356…

Найдем значение выражения с различной степенью приближения.

Вариант 1.

Округлим значение иррационального числа до двух цифр после запятой и найдем приближенное значение степени:

\[√2≈1,41\]

\[2^{\sqrt{2}} \approx 2^{1,41} \approx 2,65737\]

Вариант 2.

Округлим значение иррационального числа до четырех цифр после запятой и найдем приближенное значение степени:

\[√2≈1,4142\]

\[2^{\sqrt{2}} \approx 2^{1,4142} \approx 2,66512\]

Можно видеть, что полученные значения различаются во втором знаке после запятой, при этом второе значение является более точным.

В большинстве случаев вычисление степеней с иррациональными показателями является сложной задачей, для решения которой используется вычислительная техника.

Выполнение любых работ по математике

Контрольная работа по финансовой математике
4.9 из 5
1570 отзывов
от 535 руб.
от 3 часов
Подробнее
Контрольная работа по дискретной математике
4.9 из 5
1570 отзывов
от 535 руб.
от 3 часов
Подробнее
Курсовая работа по дискретной математике
4.7 из 5
910 отзывов
от 1970 руб.
от 1 дня
Подробнее

Популярные статьи

Примеры решения матриц с ответами

Уравнение плоскости

Общее уравнение плоскости

Метод Крамера

Метод Крамера – теорема, примеры решений

Как написать практическую часть диплома?

Нахождение площади фигуры ограниченной линиями y=f(x), x=g(y)