Возведение в степень
Возведение числа в степень является важнейшей математической операцией, часто используемой для различных вычислений. В зависимости от вида основания и показателя значение степени рассчитывается по-разному. Ниже будут подробно рассмотрены основные правила нахождения значений степеней.
Возведение числа в степень с натуральным показателем
Прежде чем приступить к изучению операции возведения в степень необходимо рассмотреть базовое понятие натуральной степени числа.
Натуральной степенью n числа а называют произведение, состоящее из n множителей, каждый из которых равен a.
\[a^{n}=\underbrace{a \times a \times \ldots \times a}_{\text {п множсителей }}\]
Таким образом, для натурального показателя степень представляет собой укороченную запись умножения одинаковых множителей. В данном случае чтобы найти значение степени, следует перемножить число, которое является основанием, само на себя указанное количество раз.
Пример 1
Рассмотрим возведение числа 3 в степень 5. Согласно приведенному выше базовому определению:
35 = 3 × 3 × 3 × 3 × 3 = 243
Для операций возведения во вторую и третью степень имеются устоявшиеся названия: возведение в квадрат и куб, соответственно. Таким образом, выражение «32» может быть прочитано как «три во второй степени» или «три в квадрате», оба варианта будут верными.
Значение степенных выражений с дробным основанием и натуральным показателем находится по той же схеме. В то же время, в соответствии с правилом умножения дробей, операция возведения дроби в степень может быть разбита на два действия, когда числитель и знаменатель возводятся в соответствующую показателю степень по отдельности.
Пример 2
Найдем, чему будут равны \[ \frac{2}{5} \] в степени 3:
Операция возведения в натуральную степень имеет определенные особенности при работе с отрицательными числами. Рассмотрим следующий пример:
Пример 3
Найдем значения степенных выражений (-5)3 и (-5)4. Для этого, согласно базовому определению, необходимо умножить основание само на себя 3 и 4 раза соответственно:
(-5)3 = (-5) × (-5) × (-5) = -125
(-5)4 =(-5) × (-5) × (-5) × (-5) = 625
Из приведенного примера можно видеть, что в первом случае полученный результат является отрицательным числом, а во втором – положительным. Это связано с правилом перемножения отрицательных чисел. Следствием из него является то, что если показатель степени отрицательного числа представляет собой четное число, результат будет положительным, если нечетное – отрицательным. Таким образом, степень с отрицательным основанием и четным показателем будет равна степени с таким же показателем и основанием, равным по модулю, но противоположным по знаку.
(-a)2n = a2n
Если требуется возвести в натуральную степень иррациональное число, то его необходимо предварительно округлить до той значащей цифры, которая позволит получить ответ с требуемой точностью. Рассмотрим данный случай на примере числа π.
Пример 4
Выполним возведение в степень 3 числа π.
π – это бесконечное иррациональное число. С точностью до 10 знаков после запятой оно записывается следующим образом:
π = 3,1415926536
Допустим, нам необходим результат с точностью два знака после запятой. Тогда число π может быть округлено до 3,14.
(3,14)3 = 3,14 × 3,14 × 3,14 ≈ 30,96
Отдельно следует отметить, чему будет равно число в степени 1. В соответствии с базовым определением
вне зависимости от значения основания, число в степени 1 равно самому себе.
На практике возможны и более сложные случаи, когда требуется найти значение степенного выражения, в котором показатель не является натуральным числом. Ниже будут рассмотрены ситуации, когда показатель степени представляет собой целое, дробное, рациональное или иррациональное число.
Вычисление степеней с целым показателем
Все операции по возведению в целую степень можно разделить на три группы: когда показатель является целым положительным (натуральным) числом, когда он равен нулю, и когда он является отрицательным числом.
Случай с натуральным показателем был рассмотрен ранее, поэтому мы не будем к нему возвращаться.
В случае, когда показатель равен нулю, для любого не равного нулю основания значение степени будет равно единице. Если же и основание, и показатель степени равны нулю значение выражения будет не определено.
Пример 5
Рассмотрим возведение в нулевую степень натурального, дробного, иррационального чисел, а также нуля:
100 = 1
0,50 = 1
π0 = 1
00 – не определено.
Осталось рассмотреть нахождение значения степенного выражения с целым отрицательным показателем. Число а в степени -n представляет собой дробь, числитель которой равен единице, а знаменатель – числу а в степени n.
Можно видеть, что знаменатель дроби является натуральной степенью, вычисление которой было рассмотрено ранее. Таким образом, две степени, у которых основания одинаковы, а показатели противоположны по знаку, но равны по модулю, будут являться обратными числами. Рассмотрим возведение в отрицательную степень целого и дробного чисел:
Пример 6
Вычислим, чему равно 7 в степень -3:
Пример 7
Найдем значение степенного выражения \[\left(\frac{2}{9}\right)^{-2}\]
При возведении дробного числа в отрицательную степень на определенном этапе осуществляется «переворот» дроби. Он может быть выполнен как в конце вычислений:
так и в начале:
Из-за указанного в примере «переворота», при возведении десятичной дроби в отрицательную степень рекомендуется предварительно преобразовать основание к форме обыкновенной дроби. Рассмотрим данную ситуацию на примере:
Пример 8
Найдем значение степенного выражения 0,5-2:
Отдельно следует упомянуть о выражениях с целым отрицательным показателем, основание которых равно нулю. Подобное выражение будет не определено, поскольку его преобразование будет приводить к дроби, знаменатель которой равен нулю.
\[0^{-n}=\frac{1}{0^{n}}\] ‒ выражение не определено.
Возведение числа в дробную степень
Прежде чем приступить к вычислению, следует рассмотреть базовое определение степени с дробным показателем. В виде формулы оно может быть записано следующим образом:
a – положительное число;
m – целое число;
n – натуральное число.
Из указанного определения следует, что операция нахождения алгебраического корня любой степени также может быть представлена в форме возведения в дробную степень, когда числитель показателя равен единице, а знаменатель – основанию корня.
При этом не следует воспринимать данное свойство как способ преобразования иррационального числа в рациональное. Изменяется только форма записи. Например, если число √2 является иррациональным, то при записи его в форме \[2^{1 / 2}\] оно также останется иррациональным.
При нахождении значения степени с дробным показателем следует последовательно выполнить два математических действия: возведение основания в степень с целым показателем m и извлечение корня n-ной степени. При этом согласно свойству корней, указанные действия можно выполнить и в обратной последовательности, то есть можно сначала извлечь из основания корень n-й степени, а затем возвести полученный результат в степень m.
Рассмотрим оба способа вычисления степеней с дробным показателем на конкретном примере.
Пример 9
Найдем значение степенного выражения \[128^{5 / 7}\].
Способ 1. Возведение в степень подкоренного выражения с последующим извлечением корня
В данном случае из-за большого значения числа под корнем найти значение выражения, не прибегая к помощи калькулятора, невозможно.
Способ 2. Извлечение корня из основания с последующим возведением в степень.
Указанный способ нахождения значения степени существенно легче. При этом результат вычислений не отличается, то есть можно выбирать тот способ, который будет удобнее в конкретном случае.
Если показатель степени представлен в форме десятичной дроби, то удобнее будет записать его в виде обычной.
Пример 10
Вычислим значение степени \[243^{0,4}\]:
В случае, когда показатель представляет собой смешанное число, для удобства вычислений он может быть записан в виде неправильной дроби.
Пример 11
Вычислим значение выражения:
Следует обратить внимание на математическую операцию возведения в отрицательную дробную степень. В этом случае вычисления производятся в три этапа: нахождение числа, обратного исходному, извлечение корня, степень которого соответствует значению знаменателя показателя, и возведение в степень, соответствующую числителю дробного показателя. Как и в случае с положительным дробным показателем, указанные действия могут выполняться в любой последовательности.
Пример 12
Найдем значение выражения \[49^{-1 / 2}\].
Выполним преобразование числа в обратное ему:
Найдем значение степени в знаменателе полученной дроби:
Также необходимо рассмотреть случай, когда основанием степени является ноль, а показателем – дробное число. Как и в случае с целыми показателями, подобные выражения имеют смысл лишь в том случае, когда показатель больше нуля. В противном случае выражение будет не определено.
Нет времени решать самому?
Наши эксперты помогут!
Контрольная
| от 300 ₽ |
Реферат
| от 500 ₽ |
Курсовая
| от 1 000 ₽ |
Нахождение степеней с иррациональным показателем
Иногда возникает необходимость нахождения значения степени, показатель которой представляет собой иррациональное число. Проблема заключается в том, что найти точное значение подобного выражения невозможно. Однако для решения любой практической задачи, как правило, достаточно нахождения значения степенного выражения с определенной степенью точности. В этом случае иррациональный показатель округляется до требуемого десятичного знака, после чего вычисление осуществляется согласно правилам, принятым для дробного показателя.
Рассмотрим решение подобной задачи на конкретном примере:
Пример 13
Предположим, что нам необходимо найти значение выражения 2 в степени √2. Показатель степени является иррациональным числом. В виде бесконечной десятичной дроби оно может быть записано следующим образом:
√2 = 1,41421356…
Найдем значение выражения с различной степенью приближения.
Вариант 1.
Округлим значение иррационального числа до двух цифр после запятой и найдем приближенное значение степени:
\[√2≈1,41\]
\[2^{\sqrt{2}} \approx 2^{1,41} \approx 2,65737\]
Вариант 2.
Округлим значение иррационального числа до четырех цифр после запятой и найдем приближенное значение степени:
\[√2≈1,4142\]
\[2^{\sqrt{2}} \approx 2^{1,4142} \approx 2,66512\]
Можно видеть, что полученные значения различаются во втором знаке после запятой, при этом второе значение является более точным.
В большинстве случаев вычисление степеней с иррациональными показателями является сложной задачей, для решения которой используется вычислительная техника.