Линейно функциональная организационная структура управления предприятием
Линейно-функциональная структура управления предприятия — один из видов организации управления, которая помогает четко контролировать его работу и минимизировать внутренние конфликты. Ключевые критерии, по которым стали формировать оргструктуры еще на заре ХХ века, были стабильность и рациональность.
Иерархическая организационная структура управления предприятием
Известная теория рациональной бюрократии, которую сформулировал ученый из Германии М. Вебер включает в себя ряд важнейших принципов рациональных управленческих структур:
- Полнота и четкость разделения труда, что привело к появлению кадров с высокой квалификацией или узкой специализацией.
- Система стандартов, имеющих тесную связь, единых корпоративных правил, что делает выполнение сотрудниками своих обязанностей однородным. При реализации рабочих задач координировать их гораздо проще.
- Иерархия в уровнях управления, когда ступень, стоящая ниже находятся в подчинении и под контролем ступени выше.
- Кадры подбираются исключительно с учетом фиксированных требований к квалификации.
- Исполнение обязанностей формально обезличено.
- Высокая степень защиты сотрудников от беспричинного увольнения.
Экономисты и социологи дифференцируют несколько видов иерархических структур управления предприятием:
- Линейные;
- Функциональные;
- Линейно-функциональные;
- Линейно-штабные;
- Дивизиональные.
Каждая из них имеет свои сильные и слабые стороны, конкретная компания на стадии выбора оптимальной оргструктуры отталкивается от главных факторов:
- масштаб предприятия;
- количество сотрудников;
- производственные объемы;
- применяемые технологии;
- корпоративные цели в рамках стратегии
Для чего нужна организация структуры управления предприятия?
Грамотно выстроенная организационная структура управления — специфика корпоративного устройства внутри организации: как образуются отделы, определяется их состав, функциональность, круг полномочий. Также оргструктура обозначает формат подчиненности в компании и взаимоотношения между руководящим звеном и подчиненными.
Цели оргструктуры:
- Периодически осуществлять координацию строгого разделение труда и распределение функционала — каждое подразделение наделено своими обязанностями и занимается решением различных вопросов.
- Обозначать взаимоотношения между отделами в рамках действующей иерархии.
- Делегировать полномочия от руководства к подчиненным, чтобы руководитель был свободен для решения стратегических задач производства.
- Непрерывно контролировать функционирование организации.
Нет времени решать самому?
Наши эксперты помогут!
Контрольная
| от 300 ₽ |
Реферат
| от 500 ₽ |
Курсовая
| от 1 000 ₽ |
Общая характеристика
ЛФС объединила в себе свойства линейной структуры управления предприятием и черты функциональной. Она считается самой распространенной, зародившейся на фабрично-заводском производстве: оно становилось все сложнее и на заводах стали нуждаться в управленцах, которые бы вели контроль и разработку стратегического плана компании, и руководителях отделов, которые бы курировали работу отдельных звеньев в рамках единой стратегии.
Здесь в состав структуры входят:
- линейные подразделения (руководитель определяет ключевые задачи, ведет отбор исполнителей);
- функциональные отделы (решают проблемы в пределах собственной компетенции).
Схематично ЛФС можно изобразить следующим образом:
Принцип единоначалия — формат руководства, который идеально реализуется при линейно-функциональной структуре управления компанией, состоящей из сотен или даже тысяч сотрудников. Эксперты выделяют 3 основных уровня:
- Институциональный/высший — гендиректор, президент, исполнительный директор, отвечает за осуществление большого числа внешних связей. Харизма, качества личности, профессионализм и мотивация — критерии для выбора человека на такую должность.
- Управленческий/средний — все менеджеры среднего звена, решают задачи функционирования отделов, делегируют вопросы подчиненным.
- Операционный/низший — производственно-технический руководящий состав, стоящий непосредственно над исполнителями-работниками.
Плюсы и минусы ЛФС
Как и любой тип структуры управления предприятием, здесь можно отметить преимущества и недостатки.
Преимущества:
- Высокая эффективность вовлечения ресурсов компании;
- Контроль за работой отдельных подразделений и конкретных специалистов;
- Потенциал для продвижения по карьере для компетентных сотрудников;
- Максимальная проработанность планов и принимаемых решений;
- Функциональные службы скоординированы на более высоком уровне;
- Высшее руководство освобождено от «оперативки» для построения стратегии бизнеса.
Недостатки:
- По горизонтали отделы и службы компании практически не взаимодействуют между собой;
- Нередко проявляются признаки чрезмерной централизации (управленческая вертикаль);
- Интерес руководителей подразделений в количественных и качественных показателях исключительно своего отдела/департамента. Нередко работники отдела не понимают сути корпоративных целей.
- Меньшая степень гибкости предприятия из-за долгого и сложного принятия решений/согласования вопросов;
- При возникновении проблем сложно найти ответственное должностное лицо.
Пример линейно-функциональной структуры управления предприятием
Схему функционирования и руководства такого типа можно рассмотреть на примере ОАО «Варгашинский элеватор»
В ОАО «Варгашинский элеватор» несколько структурных подразделений:
- бухгалтерский отдел,
- производственные участки №1 и №2,
- участок зерносушения,
- участок погрузки/разгрузки,
- производственно-техническая лаборатория,
- механическая мастерская,
- электроцех,
- военизированная (сторожевая) охрана
Схема функционирования ОАО:
Здесь каждый представитель руководящего состава выполняя своих обязанности параллельно или совместно осуществляет работу с остальными начальниками подразделений, создавая условия для деятельности линейно-функциональной структуры управления.