Тенденции в развитии системы образования
Мир стремительно меняется. Шестой технологический уклад не за горами и в части повсеместного внедрения новых технологий, и в части изменений, происходящих в социальных отношениях. Гигабайты информации, которую раньше нужно было добывать, перелопачивая тонны литературы, лежит в свободном доступе в интернете. Традиционные бумажные носители знаний утрачивают свою актуальность – уже кажется варварством рубить леса для производства бумаги.
Императив «Меняйся или умри» как нельзя лучше характеризует общемировые тенденции развития систем образования.
Образование – процесс получения индивидуумом знаний, умений и навыков, организованный в специальных учебных и воспитательных учреждениях начального, среднего и высшего уровня. Результатом процесса является формирование личности гражданина и специалиста, востребованного институтами данного общества и государства.
Под системой образования следует понимать совокупность образовательно-воспитательных учреждений, функционирующих в том или ином обществе, связь между ними и те общие принципы, на основе которых эти учреждения строятся и работают.
В систему образования любой страны обычно входят учебно-воспитательные учреждения, которые осуществляют: а) дошкольное воспитание; б) общее среднее образование; в) внешкольное обучение и воспитание; г) профессионально-техническое образование; д) среднее специальное образование (сельскохозяйственные техникумы или колледжи); е) высшее образование; ж) подготовку научных и научно-педагогических кадров; з) последипломное образование; и) повышение квалификации и переподготовку кадров.
Тенденции развития современной системы образования
Последние 20–30 лет образование практически во всех странах как развитых, так и развивающихся, подвергается системному реформированию. Из способа передачи знаний, образование становится, во многом, способом подстройки под стремительно меняющуюся жизненную среду.
Новые технологии настолько быстро проникают в повседневную жизнь, что порой не успевают быть описанными в учебниках. Разработчики ноу-хау увлечены движением вперед, им некогда заниматься созданием учебно-методической литературы.
Новые социальные отношения тоже меняются со скоростью калейдоскопа. Миграционные процессы беспрерывно перемешивают человеческие массы, стирая различия между культурами, их традициями и мировоззренческими ценностями.
В этой связи становятся совершенно необходимыми некие общие стандарты качества образования, способные дать представление об отправной точке в системе знаний, умений и навыков отдельного индивида.
Впервые в мире задачу стандартизации образовательного процесса начали решать в Европе в конце прошлого века. Так называемый Болонский процесс коснулся высшего профессионального образования. За последние двадцать пять лет система подтвердила свою эффективность, список стран, присоединившихся к Болонскому протоколу, расширился до пятидесяти. Основные цели Болонской системы:
- внедрение единого стандарта высшего профессионального образования, обеспечение сравнимости и совместимости национальных систем высшего образования;
- расширение доступа ко всему объему профессиональных знаний;
- повышение привлекательности и качества образования;
- ориентация на глобальный рынок труда и связанное с этим повышение мобильности субъектов образовательного процесса: преподавателей и студентов.
Исходя из этих целей, можно выделить основные тенденции развития современной системы образования:
- открытость;
- гуманизация;
- сотрудничество;
- глобализация;
- непрерывность;
- самообучение и самореализация.
В качестве примеров тенденций в развитии системы образования можно привести постоянный рост числа молодежи, поступающей в вузы, увеличение затрат государств на развитие высшей и средней профессиональной школы, создание постоянной системы повышения и подтверждения квалификации.
Тенденции развития системы образования в России
Присоединение России к Болонскому процессу в 2003 году, подтолкнуло систему высшего профессионального образования к модернизации и открыло российским вузам возможности для участия во многих Европейских образовательных проектах. Пожалуй, именно с этого момента тенденции развития системы образования в РФ начали строиться на принципах согласованности с тенденциями развития мировой системы образования.
В частности, открытость, гуманизация и глобализация обеспечиваются межвузовскими контактами и взаимообменом учебных заведений Европы с лучшими представителями преподавательского и студенческого актива российских высших и средних учебных заведений. Непрерывность образования и повышения квалификации достигается включением в систему учебных заведений среднего профессионального и дополнительного образования. Самообучение и самореализация возможны благодаря использованию интерактивных образовательных платформ, действующих на базе ведущих учебных заведений страны.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в РФ», принятому в 2012 г., система образования в России включает дошкольное, общее (школьное) и профессиональное, а также дополнительное образование. Главной тенденцией развития системы российского образования стала преемственность и переход от низшего первичного звена к высшему звену – профессиональному вузовскому образованию.
Вместе с тем глобализация и стандартизация образовательного процесса стали одними из сложных вызовов среди новых тенденций развития системы образования России. Связано это прежде всего с плохим оснащением российских образовательных учреждений современными техническими средствами обучения, плохой языковой подготовкой и недостаточной укомплектованностью школ квалифицированными кадрами.
Нет времени решать самому?
Наши эксперты помогут!
Контрольная
| от 300 ₽ |
Реферат
| от 500 ₽ |
Курсовая
| от 1 000 ₽ |
Современные тенденции развития системы общего образования в России
В России около 80% детей в возрасте от 3 лет охвачены дошкольным образованием. Это очень высокий показатель среди развитых стран. Вместе с тем, еще более широкий охват тормозится нехваткой мест в яслях и детских садах для обеспечения всех желающих. Негосударственная система дошкольных образовательных услуг не очень развита в связи с невысоким уровнем доходов населения.
Следующая ступень – общеобразовательная школа демонстрирует среднюю наполняемость классов на уровне 18–20 человек, что гораздо меньше, чем, например, в странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития в Европе. Такую диспропорцию принято связывать с большим количеством малочисленных малокомплектных сельских школ.
В крупных российских городах и мегаполисах налицо тенденция к формированию крупных центров образования и многофункциональных школьных комплексов, объединяющих заведения дошкольного, школьного и дополнительного образования. Разумеется, создание таких крупных образовательных комплексов требует тщательной подготовки педагогических кадров, способных адекватно строить учебный процесс.
Тенденции развития системы профессионального образования в России
По статистике, более 40% выпускников 9 класса с введением ОГЭ стали покидать школу и переходить в систему среднего профессионального образования (СПО). После сдачи ЕГЭ к ним присоединяется еще 15–17% выпускников. К сожалению, эта область системы образования является одной из самых недофинансированных. Учебные заведения СПО не вошедшие в систему WorldSkills практически обречены на подготовку кадров по устаревшим методикам. Проблема развития СПО – один из пунктов преткновения системы образования России.
Высшее профессиональное образование – наиболее динамично развивающаяся часть системы образования в России. Государство придает большое значение вузовской подготовке. Одной из заметных тенденций в последнее время стала расчистка многочисленных коммерческих лавочек по продаже дипломов о высшем образовании. Система высшего образования существенно очистилась. Вместе с тем одной из негативных тенденций стало значительно повышение стоимости образовательных услуг. Количество мест в вузах на платной и бесплатной основе практически сравнялось.
Тенденции развития системы высшего образования, как и среднего профессионального в России синхронны с общемировым. Нас ожидает дальнейшая глобализация и унификация стандартов подготовки. Уже сейчас количество специалистов с высшим и средним профессиональным образованием достигает 60% от всех занятых. В связи с исчезновением низкоквалифицированных рабочих мест и создании высокотехнологичных производств этот тренд будет проявляться все ярче.