Объект и предмет педагогики
Общие понятия
В буквальном смысле «пайдагогос» в переводе с греческого означает «детоводитель». Данное слово произошло от существительного «пайдос» или же «дитя» и «ara», то есть «вести».
В древней Греции слово учитель означало раба, занимающегося тем, что он проводил ребенка в школу своего владельца. Впоследствии значение «педагогики» стало более широким и стало использоваться как определение способности «вести ребенка в жизнь», а иными словами, всячески воспитывать и учить его. В процессе приобретения знаний появилась специальная дисциплина, связанная с образованием детей. С течением времени педагогическая наука официально была признана наукой о воспитании и обучении детей. В теоретической части произошло перемещение от отдельного факта к более полному случаю. Такое понимание педагогической науки актуально было практически до середины ХХ в.
Только последние десятки лет привели людей к пониманию того, что для детей и для взрослых необходимо высококвалифицированное педагогическое управление. Самое краткое и полное объяснение новейшей педагогики формулируется так:
Педагогика – это учение по воспитанию человека.
Термин «воспитание» в нем применяется в самом широком значении, включая в себя понятия образования, обучения, а также развития.
Педагогику можно определить, как учение о подготовке детей и контроле пути их развития в соответствии с потребностями общественности.
Предмет педагогики
Педагогическая наука является процессом совершенствования и развития личности в процессе обучения и воспитания человека.
Предметом исследования педагогики (педагогической науки) является процесс, который направлен на совершенствование и развитие личности в процессе ее обучения, образования, воспитания. Предмет является фактором, который претерпевает изменения в процессе преподавательской деятельности.
Различие между объектом и предметом заключается в выделении параметров и признаков. В настоящее время в педагогике существует множество трактовок.
П. И. Пидкасистый определяет предмет педагогики в воспитательной работе, которую осуществляют в условиях учебно-воспитательного учреждения.
И.Ф. Харламов рассматривает обучение человека как особую деятельность в обществе. Согласно определению В. А. Андреева, предмет педагогики — единая система воспитания, воспитания, воспитания, социализации и творчества человека. Б. С. Гершунский утверждает, что это не только работа, которая заключается в непосредственном сотрудничестве педагога-практика с воспитанником, но и той же степени и работа научно-исследовательского и руководящего характера.
По словам В.В. Краевского, предметом педагогики является формирование взаимоотношений, возникнувших в процессе педагогической деятельности. Для каждого нового поколения становятся важными следующие задачи: разобраться в опыте предшествующего поколения; обогащать его путем включения собственного опыта; передать накопленный опыт следующим поколениям.
Наиболее точное определение понятия «педагогика» следующее: «Наука, изучающая закономерности передачи знаний старшим поколением и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда».
Предмет педагогической психологии — процесс изучения законов психологического воспитания и обучения. Это происходит как со стороны воспитанников, так и от тех, кто проводит обучение и воспитание.
При объяснении понятия «предмет педагогической науки» стоит обратить внимание также на категории. К категориям относят воспитание в широком и узком смысле, образование, развитие и воспитание.
Становление человека – процесс развития личности, которое формируется под воздействие внешнего мира, общественных и природных факторов.
Обучение в широком понимании этого слова является процессом, направленным на развитие ума, физической и духовной силы личности, способствующим подготовке учащегося к жизни, активной работе и трудовым отношениям.
Коротко сформулировать понятие воспитания можно так:
Воспитание – периодическое и направленное воздействие воспитателя на ученика, целью которого является формирование у них правильного отношения к обществу и явлениям окружающей среды.
Образование является процессом и продуктом исследования комплекса знания и обеспечения на этой основе базиса необходимого уровня формирования личностей. Обычно воспитание происходит в процессе обучения в образовательных учреждениях. Процесс подготовки должен осуществляться профессиональным педагогом. Хотя все вышеперечисленное оказывает существенное воздействие на самообразование, т.е. самостоятельное овладение знаниями.
Обучение является целевым процессом взаимной деятельности учителя и учащихся для передачи и получения знаний. В этом случае работа учителя называется преподаванием, а получение знаний учащимися – учебным процессом.
Педагогика изучает, формирует и создает общие принципы, методы и методики обучения, воспитания для всей возрастной группы в учебных организациях. Эта отрасль образовательных знаний специализируется на разработке основных правил воспитания и обучения. Как оставляющие пункты общей педагогической теории являются теории воспитания, теории обучения. Педагогическая психология также может быть определена критериями умственного развития и других видов развития.
Педагогика высшей школы специализируется на разработке вопросов подготовки студентов высших учебных заведений. Исправительно-трудовая педагогика принимает участие в решении вопросов оказания помощи осужденным.
Нет времени решать самому?
Наши эксперты помогут!
Контрольная
| от 300 ₽ |
Реферат
| от 500 ₽ |
Курсовая
| от 1 000 ₽ |
Объект педагогики
Следующее определение говорит о том, что такое объект педагогической науки.
Объект педагогики – это одна из разновидностей общественных связей людей, которые способствуют формированию и развитию личности человека.
Объект в педагогике является одним из ключевых терминов. Педагогика изучает процесс развития личности на основе накопленного ими социального опыта людей, без которого нельзя осуществлять любое обучение, как физическое, так духовное, в силу того, что человек является субъектом любого возможного социального взаимодействия. Взаимодействуя параллельно человеку и обществу человека, сфера педагогических отношений, а также другие сферы общественной деятельности, проявила свою способность усовершенствовать содержание и формы. Если раньше ее можно было рассматривать только как часть сферы производства или услуг (как это было ранее), то вместе с развитием форм активности человека и раскрытия его знаний – переходя от собирательной к производительной экономике – возникновение земледелия, ремесла, торговля, образование становится специальной деятельностью и занимает особую нишу в общей системе.
С одной стороны, ребенок – это объект множества наук, с другой – каждая из них создает в процессе его изучения свой особый предмет исследований. Закономерностям развития детского организма и протекания физиологических реакций посвящены анатомия и физиология. Педиатрия занимается изучением особенностей и закономерностей состояния детского организма при различных его заболеваниях. В центре изучения возрастной и педагогический психологии – закономерности становления и развития психических функции у ребенка на разных возрастных этапах, под воздействием целенаправленного воздействия.
Педагогика объединяется и синтезирует в себе данные всех естественно-научных дисциплин о ребенке в целом, о закономерностях развития воспитательных общественных отношений, которые оказывают влияние на социальное становление личности. Педагогика – это высшая ступень развития наук о ребенке, становления его личности в системе общественных отношений, воспитания.
Педагогика – это наука о воспитании человека. Исследование направлено на изучение особенностей успешного прохождения социального опыта старших поколений младшим, а также выявление закономерностей в передаче социального опыта. На практике это означает указание самых легких путей к достижению поставленных педагогических целей или задач, путей реализации законов воспитания и методов обучения.
С точки зрения данного определения педагогики, это — одна из наук о законах и закономерностях воспитательного процесса, образования, обучения и развития личности; она занимается изучением закономерностей воспитания, образования, обучения и развития личности.
Изучение данной области науки о воспитании и обучении имеет целью раскрытие закономерностей педагогического процесса и становления и развития личности в педагогическом процесс. Педагогика изучает предмет – растущий, развивающийся человек – в неразрывном единстве природного, общественного и индивидуального в нем. В его сущности, становлении, свойствам и деятельности. В современной педагогике эти проблемы решаются с помощью философских концепций человека, данных социально — психологических, психологических и психофизиологических исследовании.
Целью исследования педагогики является целостная система воспитательного процесса, образования, обучения и социализации человека. Это общая теория педагогического процесса, его возможности, необходимость и пути реализации составляют предмет общепедагогической науки, а также философии педагогики.
Педагогика не имеет взаимно противоречивого отношения к теории и методам науки; она, скорее, их дополняет. И в теории, и в практике педагогическое мышление – это особый вид осуществления диагностики и профилактики нарушений и терапевтической тактики;
Сущность педагогического мышления заключается в том, что любые педагогические приемы могут изменяться под воздействием общепедагогических принципов. Подразумевается, что теоретическое знание адаптируется к неповторимо индивидуальной ситуации и (или) случаю. Оно изменяется, перестраивается, видоизменяется.