Основные принципы обучения
Основополагающими принципами обучения являются принципы, определяющие систему требований к содержанию, организации и методике преподавания. Дидактикой называется наука, которая занимается изучением принципов, форм и методов обучения, теории обучения.
Учебная дисциплина должна соответствовать последним достижениям науки. В этом заключается еще один важный момент, поскольку обучение не является самоцелью, но направлено на то, чтобы научить человека ориентироваться в современном мире науки (что, впрочем, не умаляет его возможностей и уровня развития). И здесь уже не обойтись без правил научности содержания обучения:
Преподавание должно вестись с использованием логики, языка и языка изучаемой науки. Необходимо сделать так, чтобы материал был максимально приближен к пониманию науки.
В процессе обучения необходимо использовать методы познания данной науки, которые использует данная наука для изучения своего предмета.
Принцип доступности обучения дополняет принцип научность. Для этого необходимо наличие научного содержания обучения, которое допустило бы возможность его усвоения субъектами обучения и уровня их предыдущих знаний. По этой причине мы знаем, что в разных возрастах содержание одной и той же дисциплины раскрывается ученикам различными глубинами постижения.
Таким образом, в этом случае принцип доступности не означает того, чтобы обучение было упрощенным, а также максимально примитивным.
Исследование и практика показывают, что при упрощённом содержании снижаются интерес к учению, не формируется необходимые волевые усилия, не происходит желательного развития учебной работоспособности.
Все эти правила вытекают из принципа доступности:
- Учить нужно от легкого к трудному.
- Рассказывая о материале нужно использовать простой и доступный учащимся языка;
- В процессе познавательной деятельности необходимо рассказывать не только о самой научной истине, но и раскрывать противоречивый процесс ее постижения.
- Важно учесть различия восприятия информации разными субъектами и варьировать темп работы.
- Нужно чаще применять при объяснении аналогий и приемов сравнения приемы сравнений или сопоставлений.
- Введение нового понятия должно быть логически обосновано. Для того, чтобы сделать это, необходимо учесть зависимость доступности от работоспособности.
Современные методы преподавания позволяют студентам получить знания на максимальном уровне, что позволяет им стать полноценными специалистами в выбранной области. Согласно этому принципу, необходимость его обоснована советским педагогом Лев Владимировч Занков. У него есть предположение о том,что обучение в школе не всегда способствует легкой усвояемости информации. Таким образом, Занков как один из основных законов развивающего образования сформулировал принцип обучения на высоком уровне сложности. Но при этом важно уметь грамотно использовать этот принцип на практике, чтобы обучаться, не затрачивая особых усилий, а также вести к развитию личности.
В этом случае задания для учащихся должны быть максимально приближены к реальным учебным возможностям обучающихся, а также содержать в себе зоны их ближайшего развития, требующие от них размышления, раздумий, но таких, что они реально могут осуществить под руководством обучающегося.
Здесь следует соблюдать следующие правила:
- Материал, который предлагается для освоения, должен быть сложным в процессе его освоения.
- А также, в нем должна содержаться принципиальная возможность его постижения данным контингенту учеников.
Принцип сознательности
Активность учащихся в процессе обучения предполагает активное усвоение учащимися знаний в процессе активной познавательно-практической деятельности. Наличие у обучающихся позитивного отношения к обучению и понимания важности получаемых знаний является одним из факторов, влияющих на успешность обучения.
Обучение – это интенсивная интеллектуальная и практическая деятельность обучающихся.
Как следствие, активность является условием для того, чтобы получить знания или навыки; а также условием, при котором происходит усвоение знаний или навыков.
С принципом сознательности связаны следующие правила:
- Чтобы достичь этого, нужно добиться, чтобы учащиеся понимали цели и задачи настоящего этапа и обучения в общем.
- Привлечение учащихся к работе с информацией возможно с помощью интересных фактов из жизни людей, технических средств обучения, а также вовлекать их в практическую деятельность, которая может быть осуществлена на основе полученных ранее знаний.
- Давать знания о том, как найти причинно-следственные и межпредметные связи.
- Логически связывать неизвестное и известное;
- Учить школьников быть оптимистами и уверенными, развивать у них чувство уверенности в себе.
Принцип наглядности
Предполагает, что для успешного процесса обучения необходимо использовать наглядные средства. Учёные выяснили зависимость эффективности усвоения материала у студентов от степени вовлечения в процесс органов чувств человека (органов ощущений) и их способности воспринимать информацию. Как правило, чем разнообразнее спектр ощущений, тем лучше усвоится учебный материал. Дидактический принцип наглядности был сформулирован в истории педагогики одним из первых и получил свое развитие на практике в виде дидактического принципа наглядности.
Более широкое понимание наглядности связано с тем, что она является одним из способов передачи информации о предмете или явлении, а также способом ее восприятия. Кроме этого, здесь можно увидеть еще и зрительную информацию – это осязание (тактильные, слуховые и вкусовых ощущения), а также моторные, тактильные, зрительные и слуховые ощущения.
На основе этих принципов был разработан и реализован проект “Золотое правило дидактики”: “В любом случае все то, что возможно предоставлять для восприятия чувствами, а именно — видимое — глазами, а также — слышимое — слухом; запах — обонянием; доступное — вкусом”. То есть, если какой-либо предмет или явление нельзя было бы сразу воспринять одним чувством – дать ему возможность быть воспринятым несколькими чувствами.
Исследователи выяснили, что при восприятии информации только с помощью слуха, усвоение материала идет только 20% от общего количества информации. Использование презентаций с небольшими устными комментариям воспринимается 25% информации, а при применении речи, которая сопровождается и дополняется наглядной демонстрацией, усваивается 65% информации.
Основой принципа обучения является демонстрация изучаемых объектов, иллюстрация процессов и явлений, наблюдений за происходящей деятельностью и наблюдениями в лаборатории.
Средствами наглядности служат:
- Природный объект – это растение, животное или производственный объект, которые находятся на территории школы.
- Художественные произведения, которые используются в процессе обучения: картины, фотографии и диафильмы.
- Памятки, схемы и другие наглядные пособия: карты, карты-схемы, таблицы, чертежи и др.
- В качестве примера можно привести объемные наглядные пособия: модели (макеты), макеты, муляжи, гербарные и другие.
- Аудиовизуальные средства: кинофильм, аудиозапись, телевизионная передача, компьютерная техника.
- Самостоятельно изготовленные «опорные сигналы» представляют собой схемы, чертежи, таблицы, зарисовки и т.д.
Использование средств наглядности у обучающихся вызывает интерес к учебе и развивает наблюдательность, внимание и мышление.
Принцип наглядности диктует следующее:
- Изображение должно быть ярким и образным. Оно должно отображать суть изучаемых предметов или явлений и ярко и образно рассказывать о том, что нужно усвоить.
- «Наглядность» – не цель, а лишь средство для познания мира. Поэтому нельзя перегружать конкретно-образное восприятия в ущерб абстрактно-логическому.
- Используя иллюстративный материал, мы можем показать то что знаем на данный момент или то что хотим узнать.
- При этом, чем старше дети, тем больше им нужно использовать символической наглядности.
- Использование различных видов наглядности в меру, так как излишнее их количество может отвлекать внимание и мешать восприятию главного.
- Средства наглядности должны формировать эстетический вкус у учащихся.
- На первом месте стоит принцип систематичности и последовательности в обучении.
Принцип систематичности и последовательности
Основой является ряд закономерностей:
- Когда в сознании человека возникает четкая картинка мира и он способен ее адекватно воспринять, то это является действенным знанием.
- Если отсутствует система обучения или последовательность ее проведения, то процесс развития обучающихся замедляется.
- Неорганизованное обучение – это универсальный способ формирования системы научных знаний.
Принцип систематичности и последовательности вытекает из правил:
- Необходимо сформировать систему знаний на основе понимания взаимосвязи между явлениями и процессами.
- Делить текст на логические части.
- Использование схем и таблиц для систематизации материала.
- Следуя этим советам, вы сможете развить у себя навыки межпредметной коммуникации.
- Изучать материал, который был получен на уроке, и проводить его обобщение и систематизацию.
- Принципиально прочность усвоения знаний заключается в закреплении усвоенного и осмысленного материала в памяти учащихся.
Согласно этим законам, данный принцип был сформулирован и закреплен в науке:
- Учебный материал усваивается на основе объективных факторов (содержания информации в учебнике или методичке, методов преподавания, формы подачи материала и др.) и субъективного отношения учеников к обучению, данным знаниям;
- В памяти лучше закрепляется информация о том, что важнее запомнить, а что нет, поэтому легче запоминается и дольше хранится важный и интересный для обучаемых учебный предмет.
Из этого следует другое правило:
- В первую очередь, это связано с закреплением в памяти учащихся основных положений информации.
- Для того чтобы преподавать, нужно учесть и интеллектуальную познавательную активность учащихся.
- Разработать систему обучения, которая бы учитывала индивидуальные особенности учеников.
- Выявлять закономерности в новых знаниях и связывать их с уже известными.
- Использование различных форм и методов обучения для активизации мысли учащихся.
- Обучение должно сопровождаться регулярным контролем над усвоением знаний.
Нет времени решать самому?
Наши эксперты помогут!
Контрольная
| от 300 ₽ |
Реферат
| от 500 ₽ |
Курсовая
| от 1 000 ₽ |
Принцип воспитания
В его основе лежит объективная закономерность: не может быть обучения без воспитания. Даже если учитель и не ставит особой цели оказать воспитывающее воздействие на учащихся (что бывает довольно редко), он их обучает посредством учебного материала, применяемых методов обучения, форм организации познавательной деятельности, учащихся в классе, своих личностных качеств, отношения учителя к сообщениям, стиля педагогического общения. Эти воздействия усиливаются при условии постановки перед обучающим соответствующей задачи и стремления к ее выполнению с максимальной эффективностью.
Рассмотрим следующие правила принципа воспитания:
- При обучении важно учитывать и направлять процесс создания воспитательного пространства дисциплины.
- Стремиться, чтобы воспитанники видели за понятиями и законами явлений природы и общественного развития.
- Применение и использование воспитательных возможностей учебной дисциплины.
- Нужно стремиться к тому чтобы учащиеся были воспитаны в культуре поведения, уважении к другим людям.
- Учить уважать личность каждого ученика, никогда не ставить ему плохие оценки.
- При обучении необходимо формировать у учащихся жизнеутверждающие и общечеловеческие ценности.
Как правило, теоретические исследования проводятся в тесном взаимодействии со способами практического использования полученных знаний и навыков в жизни. Именно поэтому в качестве критерия истины выступает практика – это тот самый источник познания и область приложения теоретических знаний. При таком варианте в сознании обучаемых возникает действительно научная точка зрения, формируется научное мировоззрение.
Далее следуют правила, по которым нужно действовать:
- Для того чтобы обучение было успешным, необходимо использовать в работе и теоретические знания, полученные учащимся.
- Нужно уметь применять полученные теоретические знания на практике.
- В процессе обучения необходимо будет изучить современные технологии и прогрессивные методы умственного труда, которые помогут учащимся связать теорию с практикой и получить максимально возможное количество полезной информации.
Например:
- Использование проблемно-поисковых и исследовательских заданий, направленных на решение реальных проблем, существующих в социальном окружении ребёнка.
- Изучать способы приготовления пищи.
- Учить детей пользоваться столовыми приборами.
- Проводить уроки по применению знаний на практике (растворить воду в чайнике и т. д.).
- Люди должны знать о важности научных идей для жизни и процветания человечества.
- Принципиальное соответствие содержания и форм обучения возрастным и индивидуальным особенностям школьников устанавливает принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.
Здесь важно помнить, что при обучении следует учитывать индивидуальные различия в структуре мышления, внимания, памяти, темперамента, характера и других психологических особенностей учащихся.
Индивидуализация и дифференциация обучения
Это два способа, активно используются в обучении.
Индивидуализация — это когда при работе с классом в целом по единой методике индивидуальный подход осуществляется, если учитель, работая с классами по единой программе, дает индивидуализированные задания, учитывающие особенности каждого ученика.
Дифференцированный подход предполагает разделение учеников на однородные группы, по способностям к обучению, возможностям, интересам и т.д, педагоги работают с ними по разным программам.
Оба этих подхода имеют свои плюсы и минус. Сейчас на лидирующих позициях в российском образовании находится модель инклюзивного (включённого) образования, при которой учитель работает по принципу «с равными и с разными» учениками. Приверженность данному подходу была закреплена также и благодаря негативному опыту классов коррекционной школы. Это направление было открыто для детей с отклонениями в развитии, которые были бы способны вернуться в обычный класс. Однако оказалось, что общество не готово к соревнованию и ведет к еще более низкому уровню познавательных способностей.
Дидактические принципы, которые были перечислены выше – это общепризнанные, они лежат в основе преподавания всех учебных дисциплин и составляют базисную основу традиционной системы обучения. Некоторые авторы выделяют и другие принципы, которые выходят за рамки дидактической традиции. В некоторых методиках предлагаются и рассматриваются принципы, отражающиеся особенности и специфику преподавания той или другой учебной дисциплины. По этой причине, например, в методике преподавания истории и литературоведения заложен принцип историзма, в методики географии — принцип краеведения, в методике русского языка — принципы развития чувства языка и т.п.
Основополагающие идеи и принципы являются взаимосвязанными в процессе обучения, они взаимно влияют друг на друга. Ни в коем случае нельзя недооценивать и не нужно переоценивать тот или иной принцип; это ведет к снижению эффективности обучения. Только в комплексе они обеспечивают успешный выбор формы, методов и средств обучения, помогая эффективно решать задачи современной системы образования.