Средства обучения: понятие, функции и классификация
Понятие средств обучения в педагогике
Средства обучения в образовании – совокупность произведений и предметов, относящихся к духовной и материальной культуре, которые используются для педагогической работы (художественная и научная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, технические приспособления, учебное оборудование, средства массовой коммуникации и др.).
Польский ученый В. Оконь в свое время предложил классификацию, где средства обучения идут по нарастанию возможности заменять действия учителя и автоматизировать действия ученика. Среди них он выделил простые и сложные:
- Простые средства предназначены для непосредственного познания реальности; дают более точную и полную информацию об изучаемом предмете и явлении; словесные (учебники и другие тексты); визуальные (реальные предметы, модели, картины и пр.).
- Сложные средства развивают знания, чувства, волю и эмоциональное состояние учащихся. Дают возможность наблюдать предметы и явления, которые недоступны или труднодоступны для наблюдения органами чувств. Например, микроскоп школы или телескоп школы позволяют видеть объекты, которые недоступны невооруженным глазом;
Дидактические средства обучения детей – важный источник знаний, умений, позволяют легко проверять и закреплять учебный материал, активизировать познавательную деятельность и интенсифицировать ее.
Все эти функции взаимосвязаны и выступают в процессе обучения органически, дополняя их друг другу.
Выбор образовательных методов и средств определяется целями и задачами урока, содержанием образовательного материала, его характеристикой, степенью сложности, объемом и т.д. Также туда входят применяемые методы, дидактическая компетентность преподавателя, материальное обеспечение образовательного процесса. При этом начинающему преподавателю следует учитывать, что повышение наглядности урока, разнообразных методов, в частности технических, влечет за собой снижение эффективности образовательного процесса, рассеивает внимание учащихся, обращая внимание не только на основные, но и на дополнительные детали.
Условно средства обучения делятся на материальные и идеальные.
Средства обучения относятся также к средствам самообразования, например, различные учебники, научная литература, литература по внеклассному чтению, конструкторы типа «Сделай сам» и так далее. Однако это разделение условное, поскольку многие его используют и в учебе.
В современной дидактике все больше внимание уделяется средствам обучения, поскольку они значительно влияют на эффективность учения. Таким образом, огромный эффект дает организованная образовательная деятельность, где учитель вместе с учениками создает необходимые для учебывозможности. К примеру, в процессе урока в ходе решения задачи, разработаны общие алгоритмы действий, которые затем зафиксированы в виде записи в тетрадях и применяется при решении подобных задач. Такой подход повышает качество знаний и эффективное умственное развитие учеников.
Функции средств обучения
Существует ряд классификаций образовательных средств. В зависимости от характера воздействия на учащихся они систематизированы как:
- визуальные – предмет, макет, карту, диаграмму, слайду и так далее;
- аудиальные – магнитофоны, проигрыватели, радио, т.д.;
- аудиовизуальные – телевидение, фильмы.
В зависимости от сложности, образовательные средства делятся на сложные и простые:
- Простые. К простым, относятся учебники, книги, рисунки, графики, модели, художественные произведения и так далее.
- Сложные. Технические приспособления: аудиовизуализация, лингафонические кабинеты, дидактические машины, компьютеры и др.
Использование средств определяется тем, какая конечная цель и задача поставлена с педагогической точки зрения.
Нет времени решать самому?
Наши эксперты помогут!
Контрольная
| от 300 ₽ |
Реферат
| от 500 ₽ |
Курсовая
| от 1 000 ₽ |
Классификация средств обучения
По происхождению группируются так:
- Натуральные, природные – предметы, которые прямо взяты из реальной природы: камни, растения и так далее.
- Символические – представляют реальную жизнь символами, рисунками, схемами, картами, графиками.
- Технические – видео, аудио и аудио визуальные модели, дидактические машины, компиляторы и так далее.
Приведенная классификация достаточно условна. Применение того или иного классификатора необходимо в дидактических описаниях процесса образования.
Правила использования и выбора средств обучения: примеры
В современной информационной среде легко заблудится. Нужно научиться ориентироваться в ней, опираясь на собственные цели и имеющиеся знания и навыки.
Основные критерии выбора методов обучения включают: общеобразовательные цели, уровень мотивирования обучения, время, уделенное поиску информации, особенности методологии преподавания конкретного предмета; количество, сложность изучаемого материала, начальные уровни подготовки учеников; возможности получения различных методов обучения; личностные особенности. В университете, например, задали изучение и анализ новостных статей в печатной прессе. На исследование и составление анализа выделено неделя. Личных денег на покупку газет и журналов нет, но вы ежедневно ездите на работу в метро. Знаете, что каждая станция предлагает бесплатные журналы, которыми можно воспользоваться, занимаясь собственным исследованием. Сейчас важно использовать новые образовательные технологии, чтобы собрать необходимую информацию.
Можно комбинировать и сочетать различные средства для того, чтобы получить наиболее полное представление о изучаемом материале. Современные информационные технологии часто легко доступны и в значительной степени облегчают жизнь учащихся. Это: электронные хранилища жестких дисков, карт памяти и флэшок; компьютеры и периферические устройства принтеры, сканеры и др.; программы, включая мобильные и сетевые сети.