Учебный план образовательного учреждения
Учебный план – это документ, который составляется с учетом государственных стандартов образования и позволяет упорядочить образовательный процесс в учреждении.
Он включает в себя несколько разделов, где устанавливается объем рабочего времени, список предметов, основные этапы подготовки дисциплин, факультативов, стажировок, семинаров, учебных модулей, а также других занятий, который относятся в практической образовательной деятельности. Если в Федеральном законе об образовании не установлены правила промежуточной оценки студентов, то такие положения должны быть также включены в учебный план
Структура учебного плана
В каждом образовательном учреждении разрабатывается и утверждается индивидуальный учебный план, внедрение которого осуществляется в установленном порядке. Представители учреждения могут составлять одну или несколько программ. После утверждения проекта все его условия исполняются по расписанию. Учебный план относится к неотклонимым документам. Ответственность за качество реализации и внедрение программы возлагается непосредственно на руководство школы или ВУЗа.
В структуру учебного плана для образовательных учреждений входят следующие разделы:
- длительность и количество семестров, четвертей или других учебных промежутков, время наступления каникулярного периода;
- полный список изучаемых дисциплин;
- отдельный перечень предметов, составленный по годам обучения;
- разделение дисциплин на обязательные и дополнительные;
- ежегодное и еженедельное деление академических отрезков времени в зависимости и класса или курса.
Все информация, содержащаяся в учебном плане, должна полностью соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам.
При создании документа должна также учитываться базисная программа общего образования. С помощью ГОСТ определяется количественный диапазон академических часов, которые должны быть отражены в учебном плане. С 5 по 9 класс должно быть не менее 5 267 и не более 6 020 академических часов.
Выделяют три вида учебных планов образовательных учреждений:
- типовой;
- базовый
- план общеобразовательной школы.
Разработкой содержимого учебного плана и подготовкой программы обучения должны заниматься сотрудники образовательного учреждения, которые могут профессионально справиться с этой задачей. При разработке документа и его внедрении в учреждении все действия должны соответствовать порядку, утвержденному в уставе ВУЗа, школы или колледжа.
При составлении учебного плана педагогам не запрещается проявлять творческую инициативу, разрабатывать авторские программы и методики обучения и воспитания. При этом все нововведения не должны выходить за границы отдельно взятой программы. Учителя также могут принимать участие в подготовке рабочих планов различных дисциплин.
В одном образовательном учреждении могут применяться несколько учебных планов. К примеру, один документ может быть разработан для основных бесплатных программ обучения, а другой – для дополнительных платных занятий.
Внедрение нового плана на практике производится см помощью расписания, которое также относится к официальным документам. За реализацию программы в полном объеме и соответствующем качестве несет ответственность только учебное заведение.
Учебный план основного общего образования должен полностью соответствовать требованиям ФГОС НОО, а также Федеральному закону об образовании.
При разработке документа должны быть учтены цели и задачи, поставленные перед учреждением, а также творческие и интеллектуальные возможности педагогов, осуществляющих свою профессиональную деятельность согласно утвержденному плану.
При создании новых программ по возможности следует учитывать право учащихся на выбор дисциплин, которые им интересны и соответствуют их потребностям в сфере образования. Содержание учебного плана не должно противоречить приоритетам образовательной политики, которая реализуется государством.
Нет времени решать самому?
Наши эксперты помогут!
Контрольная
| от 300 ₽ |
Реферат
| от 500 ₽ |
Курсовая
| от 1 000 ₽ |
Основные педагогические требования к учебному плану
Высокой эффективности общеобразовательного плана учебного заведения можно достичь только при соблюдении следующих условий:
- на стадии проектирования документа должны быть учтены все санитарно-эпидемиологические нормы и требования к условиям обучения в учреждении;
- всем учащимся должны быть обеспечена возможность изучения государственного и родного языка и определено ежегодное количество академических часов для этой цели.
- при разработке программы должна быть предусмотрена возможность добавления в него дополнительных образовательных программ, которые будут ориентированы на потребности учащихся. К примеру этнокультурные.
В учебном плане должна быть представлена информация о методах и возможностях контроля учащихся, а также о способах оценки результатов обучения, распределении академических часов, создании так называемых универсальных действий, подготовке и развитии у учеников желания участвовать в командной работе вместе с коллективом и учителем.
Документ составляется с расчетом на то, что, педагоги должны научится правильно преподносить детям основы нравственного поведения в обществе и корректного отношения к людям. Добавление в программу воспитательных курсов, обеспечивает возможность преподавателям реализовать индивидуальный подход к каждому ученику во время образовательного процесса и построить целостное восприятие мира.
Основные функции учебных планов школ и профессиональных образовательных учреждений заключаются в решении нескольких задач:
- воспитании у учащихся гражданской ответственности;
- правильном преподнесении социальной информации и ознакомлении с общекультурными ценностями;
- формировании мотивации к продолжению обучения после изучения материалов основной образовательной программы;
- ознакомлении с правилами охраны здоровья и пропаганде здорового образа жизни;
- нахождении индивидуального подхода к каждому ученику с учетом его личных качеств и способностей.
Учебные планы бывают разными и могут составляться к разным классам одной параллели. Также могут реализовываться комплексные решения с учетом специфики действующих образовательных программ.