Принципы административного права
Основная суть административного права
Под принципом административного права подразумевается основная идея, положение, которой отражает его главную составляющую характеристику. Иными словами — это содержание всех административно-правовых актов и правил.
Административное право, как и многие другие отрасли права, владеет набором общих принципов, которые характерных для всего права в целом.
Также правовая система обладает особыми принципами, которые придают уникальность административно-правовой системе.
Принципы — это основа любой отрасли, которая связана с юридической составляющей, своеобразная квинтэссенция, ее главными правовыми нормами и законами.
Раньше данное положение имело подтверждение тем фактом: что в отраслях права, которые имеют общую законодательную базу в виде кодексов права, законодатель вывел основные принципы в начальных актах. Данный факт, как бы подчеркивал, что такое положение, и что является отличительной чертой для любой отрасли.
Принципы и нормы административного права
В отличие от таких отраслей, как налоговое или семейное право, административное не имеет конкретного и единого перечня основных принципов.
Главные принципы административного права включены в кодекс об административных нарушениях.
В кодексе наиболее подробно выделен принцип: равенство перед законом или презумпция невиновности. Также особое место занимает процесс обеспечения законности при применении мер принуждения, в связи с нарушением общего административного права и закона.
Большинство правовых актов, которые регламентируют вопросы административного права, включает в себя множество различных принципов, в том числе общеправового характера.
Данные принципы свойственны практически всем отраслям права. Межотраслевые характерны для перечня отраслей, которые направлены на публично – правовой характер. А также принципы, которые выделяют особую индивидуальность административного права как отрасли в целом.
Первым делом, следует обращать внимание на общеотраслевые принципы, которые возможно применять ко всей отрасли административного права.
К таким принципам относятся:
- Основное положение, которое характеризует равенство перед законодательством.
- Законность принятых норм и положений.
- Приоритетность основных интересов личности в жизни человека или общества в целом.
- Гласность ответственности. Для данного принципа характерно несколько уровней. Основной из них — это требование гласности для источника административного правового документа. Законы должны быть обязательно опубликованы и иметь законность. В противном случае они будут не действительны, и их использование в любой отрасли будет иметь не официальный характер.
К числу принципов, которые относятся к категории межотраслевых, также относятся и применяются к административному праву. К такой категории можно отнести следующие особенности:
- Феодализм и его особенности.
- Разделения исполнительной власти.
- Признания местного самоуправления.
- Разграничение полномочий между всеми органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Большинство принципов административного права составляют отличительные принципы и нормы. Они, как правило, предопределяют содержание какой-либо определенной сферы деятельности.
К данной категории можно отнести:
- Организация всеобщей деятельности государственной гражданской службы.
- Стабильность службы гражданского общества.
- Защищенность гражданских служащих от незаконного вмешательства в их основную профессиональную деятельность.
Субъекты административного права и их характер функционирования
Субъект административного права — это физические и юридические лица, которые могут выступать основными участниками административных правонарушений, согласно установленных норм и законов права.
Весь круг представителей субъектов права достаточно многообразен, и имеет широкое применение в отраслевой сфере.
В различного рода правовые отношения могут вступать любые физические лица, которые наделены узаконенным признаком субъектности.
Правосубъектность состоит из двух основных составляющих:
Правоспособность — это установленная и охраняемая законом возможность, каждого субъекта принимать участие в различных административных отношениях, устанавливать права и перечень обязанностей в сфере государственного управления.
Дееспособность — это способность субъектов применять свои действия, приобретать права и создавать обязанности юридического содержания. Также нести ответственность за все свои поступки и действия, тем самым реализовывать свою административную правоспособность в повседневной жизни.
Для административного правового регулирования характерно:
- Основной ряд субъектов и их дееспособность могут совпадать и возникать одновременно. С самого момента возникновения государственного органа и наделения за ним конкретных полномочий.
- Субъект одновременно наделяется правом и дееспособностью. В их компетенции получает выражение административная правоспособность этих органов, а в закрепленных за ними полномочия проявляется их административная дееспособность.
- Правосубъектность для юридических лиц возникает с изначального момента их создания.
- Бывают случаи, когда административное право и дееспособность не совпадают между собой. Зачастую это характерно для правового статуса гражданина.
Субъекты административного права, наделены разнообразным правовым статусом.
Правовой статус разделяет следующие виды субъектов:
- индивидуальные (каждое физическое лицо, гражданин страны, лицо не имеющее гражданство, иностранец, лицо, которое занимает высокую должность);
- коллективный (юридическое лицо, организация и предприятие, структурное подразделение, государство, орган местного самоуправления);
- специальный субъект.
Нет времени решать самому?
Наши эксперты помогут!
Контрольная
| от 300 ₽ |
Реферат
| от 500 ₽ |
Курсовая
| от 1 000 ₽ |
Предмет административного права
Предметом административного права является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти.
В заданных рамках своего предмета правовой аспект образует определенный законодательный режим организации и управления. Также образуется деятельность субъектов исполнительной власти, поведения всех других участников, которые регулируются управленческими отношениями. В этом и заключается основное проявление служебной роли данной отрасли российского права, ее регулятивная функция. Ей соответствует и другая функция — правоохранительная, которая обеспечивает соблюдение и поддержание в обществе установленного правового режима. Она также обеспечивает и защищает использование правовых законов и интересов сторон в рамках осуществления управленческих процессов на государственном и отраслевом уровне.