Принцип структуры деятельности по теории А. П. Леонтьева
Структура деятельности по А.П. Леонтьеву – это характерная система, для которой характерно взаимосвязь субъекта с окружающим миром.
Для структуры деятельности принято выделять действия и операции:
- основные;
- составляющие.
Для любого человека характерна особенность: уменье трудиться. Именно труд и является деятельностью человека.
Благодаря трудовой деятельности создаются предметы труда:
- духовные;
- материальные;
- ценные.
Главные характеристики трудовой деятельности человека:
- поставленная цель;
- задачи;
- предмет изучения;
- мотив поступка;
- структура.
В деятельности субъект активно проявляет свое участие, имеет мотивационные причины и сосредоточен на получение лучших результатов. Побудительными причинами однозначно можно назвать мотив действия. Именно мотив представляет собой совокупность условий внешнего и внутреннего факторов.
Данные условия благоприятствуют активности человека и предопределяют его направленность к совершению деятельности. Основную направленность совершения действия, цель и задачу определяет — мотив.
Предмет деятельности — это все характеристики, с которыми деятельность связана непосредственно.
А именно:
- учебная деятельность (навыки, изучение, умение);
- трудовая деятельность (окончательный продукт, созданный человеком).
Для различного рода деятельности, также характерна определенная структура:
- основная часть действия;
- составные части операции.
Сама же деятельность состоит из нескольких операций: творчество (замысел, реализация поэтапно, окончательный продукт). Все необходимые действия осуществляются при помощи операций, их количество непосредственно зависит от поставленной цели и задачи. Характер выполнения операции зависит от внешних условий при выполнении действия и зависит от:
- навыков человека;
- инструментов действия;
- основных средств для осуществления действия.
При выполнении действия любой человек выбирает наиболее предпочтительную для него операцию. Именно она и характеризует его индивидуальность, способности и характер выполнения.
Инструменты деятельности — это определенные приспособления, которые необходимы для осуществления и выполнения операций.
Наиболее продуктивная и качественная деятельность человека может стать только при активном развитии средств для осуществления операций.
Структура деятельности по А. П. Леонтьеву
Ученый Леонтьев выдвинул версию, что любая человеческая деятельность состоит из нескольких уровней: имеет определенное иерархическое строение. Деятельность и операции могут отличаться друг от друга конкретными мотивами.
Первый уровень
Первый уровень характеризуется определенным перечнем действий. Для данного уровня предметом или мотивом к действию может быть вещественный или доведенный до идеала предмет. Определенный процесс, когда потребность встречается с предметом, можно назвать неким опредмечивание необходимой потребности. Иными словами, это звучит как зарождение мотива. Все эти термины взаимосвязаны и их можно представить в следующей последовательности:
Потребность необходимая субъекту –> предмет –> мотив поступка.
Мотивы принято разделять на два основных класса:
- осознанные;
- неосознанные.
Способность осознавать мотив, это способность управлять внутренней работой. Неосознанные мотивы, определенные способности, которые проявляются в сознании в соответствующей форме эмоций, логике и смысле.
Деятельно, также характеризуется по двум критериям:
- успешная (положительные эмоции, от совершенного поступка и от его результата);
- неуспешная (отрицательные ощущения от произведенного действия).
Мотивы образуют конкретную иерархическую систему. Они не способны осознаваться в полной мере, четко проявляются в конкретных ситуациях и конфликтах.
Второй уровень
Характер деятельности второго уровня представлен действиями, которые непосредственно направлены на реализацию поставленной цели. Когда перед человеком поставлена цель, его поведение кардинально меняется. Поведение становится более активным и человек не просто реагирует на любое действие, а с энтузиазмом приступает к любому действию. Именно стимулирование человека отлично организует его действия. Необходимым компонентом любого действия является акт создания. А именно:
- постановка цели;
- удержание.
Акт поведения является одновременно действием, потому что в процессе совершения деятельности человек осуществляет внешние движения.
Третий уровень
Данный уровень является самым низким уровнем в деятельности осуществляемой человеком. Психофизиологические функции являются предметом обеспечения психических процессов. Это определенная способность к ощущениям разного вида, способность осуществлять движение, фиксирование следов действий прошлых лет. Можно выделить два основных вида осуществления деятельности:
Внешняя деятельность.
Для внешней деятельности характерны разные формы, которые выражаются как активность предметного характера.
В результате внешней деятельности происходит взаимосвязь между субъектом и объектом. Например:
- игры, в которые играют детей;
- уборка помещения и домов, квартир;
- строительство домов, квартир;
- закручивание гаек.
Внутренняя деятельность
Основной характерной особенностью внутренней деятельности является то, что взаимодействие между объектом и субъектом скрыто от прямого наблюдения.
Например:
- решение определенной задачи;
- авторская работа по написанию художественного рассказа;
- эмоциональная составляющая после просмотра художественного фильма.
Все внутренние воздействия оказывают усилия для человека и дают возможность правильно и оперативно определиться с нужным действием, тем самым избежать видимых ошибок. Особенность теории Леонтьева основана на том, что структуры деятельности и сознания взаимосвязаны между в рамках системы и ее целостности. Основному анализу структуры сознания, всегда предшествует анализ структуры деятельности человека. Первоначально это связано с определенным подходом на генетическом уровне. Само сознание генетически принято понимать, как не его продукт деятельности. Деятельность всегда управляется и контролируется сознанием, а также сама им управляет. Это высказывание и утверждение является главным в теории Леонтьева.
Для сознания характерно:
- строение;
- внутренняя целостность;
- логика.
Нет времени решать самому?
Наши эксперты помогут!
Контрольная
| от 300 ₽ |
Реферат
| от 500 ₽ |
Курсовая
| от 1 000 ₽ |
Виды деятельности по А.П.Леонтьеву
Обычно количество основных видов деятельности не всегда равняется определенному числу потребностей, которые имеются у человека, а именно их общему множеству. Система основных потребностей у человека характеризуется тремя главными параметрами. Благодаря им можно дать краткую характеристику для субъекта:
- сила действий потребности;
- количество потребностей;
- качество потребностей.
Сила потребности — это понятие ее актуальность, для субъекта. Чем сильнее потребность, тем ее значение будет более значимым. Следовательно, человек будет твердо стремиться достичь ее первоочерёдно. Количество потребностей — отражает, имеющие число у человека определенных потребностей. Они в определенное время способны стать для него жизненно важными. Для того чтобы разрешить и удовлетворить множество потребностей, человек должен постоянно включаться в разный вид деятельности. Однако в результате такого взаимодействия, зачастую имеют место конфликты. Они могут возникать между потребностью и количеством дефицита времени, которые необходимы для их удовлетворения. Способность классифицировать деятельность любого субъекта – это достаточно трудоемкий и долгий путь. Однако существует и более рациональный выход: обобщить и сгруппировать основные типы деятельности, которые зачастую свойственны всем субъектам. Эти типы будут относиться и соответствовать потребностям всех людей, которые можно найти у любого человека.
К таким свойства и характеристикам будет относиться:
- игровое действие;
- общение;
- обучение;
- трудовая деятельность.
Такие виды деятельности рассматриваются в основном как основное качество.
Общение. Вид деятельности, который возникает в определенном процессе развития и формирования человека. Общение в свою очередь направлено на конкретный обмен информацией между людьми в процессе общения и обсуждения насущных вопросов, деловых переговоров и других видов взаимодействия.
Общение подразделяется на следующие виды:
- вербальное;
- невербальное;
- непосредственное;
- опосредованным.
Игра. Игровая деятельность в основном преследует главную цель:
- получение отдыха для организма;
- снятия напряженности, которая возникает под влиянием некоторых простых и более сложных потребностей в жизни человека.
Игровая деятельность, также имеет определенную классификацию и виды:
- индивидуальные игры;
- групповые;
- ролевые;
- сюжетные;
- предметные.
Для детей игра служит как развивающий аспект в воспитательном процессе. Для взрослых — это предмет общения, расслабления.
Обучение. Служит характерным видом деятельности служит, его основная цель – приобретение человеком необходимых знаний, умений и навыков. Образовательная деятельность служит непосредственно средством психологического развития и воспитания человека.
Труд. В развитии деятельности, формирование человека важное место занимает трудовая деятельность. Именно благодаря труду человек формирует и создает различные материальные и культурные ценности в жизни. Каждый вид всегда усваивается в самом простом первоначальном виде. В процессе развития он постепенно усложняется и переходит в иную стадию совершенствования. Ученый Леонтьев доказал, что некий фрагмент человеческой деятельности способен давать начало первоначальной цели, которую перед собой ставит человек на неком этапе жизни. Следовательно, именно цель может являться главным средством при достижения иной цели, тем самым давая способность удовлетворить основные потребности, которые могут возникнуть у человека.