Виды мотивов в психологии: понятия, характеристика
Понятие мотива и мотивации в психологии
Определения имеют разное значение. Они дополняют друг друга или образуют сложную систему поведенческих реакций.
Мотивация — это движущая сила, которая является продуктом умственной деятельности и создается стабильным эмоциональным состоянием, точкой зрения или мировоззрением. Это заставляет человека принимать долгосрочные решения.
Психологи имеют двоякое значение мотивации. С одной стороны, это набор мотивов, с другой — это действия, направленные на достижение долгосрочных целей. Мотивация — это многофакторная система, определяющая социальное или биологическое поведение.
Мотив — это узкое понятие в психологии, которое стимулирует поведенческую активность и направлено на быстрое достижение целей. Оба термина были введены немецким философом Артуром Шопенгауэром. Понимание концептуальной разницы между ними важно для оценки факторов, контролирующих индивидуальное поведение.

Характеристики мотива
Психологическая литература выделяет следующие характеристики мотива:
- Динамические или энергетические, например, сила мотива и стабильность. Сила мотивации зависит от интенсивности возбуждения мотива, которое обусловлено такими психологическими факторами, как знанием результатов деятельности и определенной свободой фантазии. Сила мотивов во многом зависит от сопровождающих его эмоций, поэтому мотив может обладать аффективным характером. Устойчивость мотива — это проявление инертности и противоречия установок, мировосприятия, ценностей людей, их склонностей и интересов;
- Содержательные, такие, как полнота познания структуры мотивов, уверенность в правильности выбранного решения, направление мотивов личностной, индивидуальной или общественной, коллективной; ориентированности на внешние или внутренние факторы при объяснении их поведения, на удовлетворение потребностей биологического или социального характера; с какими деятельностями являются игровые, учебные, трудовые, спортивные.
Виды мотивов
Психология выделяет следующие виды мотивов:
1) ситуационный мотив, обусловленный конкретной ситуацией, в которой человек находится;
2) целевые мотивы, которые связаны с деятельностью человека, выражающими предмет потребностей, а также направленность его устремлений;
3) мотив выбора способов и методов достижения целей, в зависимости от уровня готовности к действию, видя другие способы успешно осуществлять поставленные задачи. В зависимости от степени социальной значимости мотивы различаются:
- широким социальным планом, связанным с обществом в целом, идеологическим, этническим, профессиональным, религиозным и другими;
- групповым планом, связанным с жизнью индивида в коллективе — членом его мотивов одобрения и аффилиации и так далее;
- в индивидуальном и личностном характере.
В зависимости от вида активности, которую человек проявляет, классифицируются мотивы взаимодействия, игр, учёбы, профессиональных, спортивных и общественных событий и так далее.
- По ведущему мотиватору проводится деление мотивов на множественные, где сразу присутствуют несколько мотивов, которые имеют противоположные для человека значения притягивающих и отталкивающих, приятных и не приятных, однозначных.
- По структуре, различаются мотивы первичного абстрактного, с единственной абстрактной целью, и вторичного — с конкретной целью.
- В зависимости от критерия устойчивости мотивов выделяются: мотивы общей устойчивости — мотив для достижения успеха, мотив для избегания неудач — Вне зависимости от того, какая деятельность или ситуация, здесь успех и неудача выступают как акцентные цели, одно со знаком плюс, другое со знаком минус;
- Конкретные стойкие мотивы, свойственные систематической воспроизводимой активности, например, в профессиональной деятельности — изготовление деталей, научные занятия и так далее;
- В общих неустойчивых мотивах, свойственных узкой временной перспективы при наличии конкретных временных целей.
- Возможность классификации мотивов зависит от отношения человека к самому делу. Если мотив, побуждающий эту деятельность не связан с ней, они называются внешними в отношении данной деятельности. Если мотивы напрямую связаны с самой деятельностью, они называются внутренними. Внешняя мотивация делится на общественные альтруистические мотивы, мотивы обязательства и долга, например, перед Родиной, перед родными и так далее, и мотивы личностной оценки успеха, счастья и самоутверждения. Внутренний мотив делится на процессуальный и результативный интерес к результатам деятельности; результативный интерес к результатам деятельности, включая познавательный, и мотив саморазвития, чтобы развивать какие-либо свои качества и способности.
Мотивы могут быть и осознанными, и неосознанными.
Ведущая роль в мотивации поведения принадлежит осознанным мотивам, таким как:
- убеждение — стойкие мотивы, которые заставляют человека действовать и поступать по своим взглядам, знаниям, принципам;
- стремления — чувственные переживания потребности, тесно связанные с субъективными чувствами, которые сигнализируют человеку на достижение цели, вызывают чувства удовлетворенности и неудовлетворенности, также стремление — волевая составляющая, помогающая преодолеть разные трудности в пути к предмету потребности;
- идеал — это форма направленности, воплощенной в определенном конкретном виде, в котором человек, хочет быть;
- интерес — осознанный вид направленности, но являющийся лишь стремлением к познанию предмета;
- желание — человек понимает, что он хочет, это ест цель его стремления;
- склонность — стремление к определённой деятельности, стремление. Различие интереса и пристрастия — это разница между зрителями и активными участниками. Идеалы формируются на основе интересов и предпочтений;
- установка — внутренняя склонность к тому или иному объекту реальности или ситуации, который приводит человека к действию, поступлению предвзятым, неосмысленным, не критическим, либо по подражанию, либо по внушениям.
Неосознанные мотивы деятельности человека, относятся к мотивам характеризующимся отсутствием ясного, осознанного предназначения.
Нет времени решать самому?
Наши эксперты помогут!
Контрольная
| от 300 ₽ |
Реферат
| от 500 ₽ |
Курсовая
| от 1 000 ₽ |
Мотивация
Человек склонен задавать вопросы о том, почему другой человек должен поступить каким-то образом именно так. Становится понятно, что оценка какого-либо поведения в нашей оценке всегда предполагает учет причинных или мотивационных факторов. Любая активность возникает не из одного мотива, а из нескольких, то есть деятельность, как правило, полимотивирована. Все побуждения к этой деятельности называются мотивацией деятельности человека. По этому определению нетрудно отметить, что мотив всегда более чем мотив. По мнению Н.А. Обозова мотивация, является совокупностью мотивов, которые стимулируют человека к активной деятельности в определенной сфере.
В настоящее время доминирующая мотивация влияет на содержание ментальных процессов, значительно определяет эмоциональные и эмоциональные реагенты.
Мотивация представляет собой совокупность процессов психического развития, которые дают поведению энергичный импульс, направленность; они являются психологическими факторами, побуждающими, направляющими, поддерживающих и прекращая специфическую деятельность.
Мотивационную сферу личности главным образом составляют потребности («почему?») и мотивы («зачем, ради чего?»). Как и в любой системе, мотивация личности — это определенная совокупность ее компонентов и закономерные, устойчивые взаимосвязи. Основными компонентами мотивации личности являются также побуждения, стремления, склонность, интерес, идеал, намерение, установка, социальная норма и роль, стереотип и т.д. Мотивация представляет собой процесс, связывающий личность и ситуацию воедино на пути регулирования деятельности, направленного на преобразование субъективной ситуации, чтобы осуществить определенное субъективное отношение личности к исходной. В связи с этим можно говорить только о мотивации какой-либо деятельности, характерной для данного человека, имея в виду совокупность стойких мотивов, соответствующих направленности его личности и определяющих виды его основных деятельностей.