Задатки и способности в психологии
Какие способности есть у человека?
Способности – это психические качества человека, благодаря которым он успешно занимается какой-либо деятельностью.
Человек является одним из самых сложных объектов в психологии, его развитие и формирование – одна из самых важных и сложных тем в психологии. Нет четкого определения способностей.
Подразумевается, что человек обладает способностями к определенной сфере жизни или же к определенному виду деятельности. К примеру, в качестве примера можно привести человека с хорошим бухгалтерским образованием, которому легко даются математика и иностранные языки. Но если сравнивать его с другими людьми, то можно заметить, что некоторые хуже владеют данным навыком, то есть не показывают свои способности в одинаковой степени. По мнению психологов, это понятие можно определить, как доступный потенциал человека, который человек может развить для достижения лучших результатов.
Виды способностей и задатков
Иногда родители рассказывают о своих детях, как о тех, у кого есть какие-либо способности. Дети могут лучше рисовать или быть более развитыми физически по сравнению с другими детьми в этом возрасте. Когда родители хвалятся достижениями, они испытывают гордость за своего ребенка.
Большинство способностей человека связывают с талантом или же одаренностью. С учетом того факта, что ребенок уже имеет определенные навыки и умения, которые он приобрел благодаря помощи взрослых, это вполне оправдано, ведь через некоторое время он сможет самостоятельно выполнять некоторые действия, а также развивать свои навыки. Например, ребенок любит рисовать. Если регулярно отводить его на занятия в художественную школу, то это может привести к тому, что он станет одаренным ребенком.
Если рассматривать достижения какого-либо талантливого человека как результат его деятельности и осуществления самого процесса этой работы, то это будет являться результатом сложения психоневрологических особенностей с осуществлением самой деятельности, связанной с человеком. Это объясняется тем, что они постоянно отвлекаются на посторонние вещи, а также их рассеянностью и отвлеченностью. В случае необходимости, они могут довольно быстро мобилизовать свои силы, для того, чтобы добиться высоких результатов в сфере своего таланта.
Способности проявляют свою внутреннюю природу и генетическую предрасположенность человека. И, развитие этих навыков крайне важно.
Не совсем верно говорить о способности человека научиться рисовать, если он не занимался обучением и навыкам рисования, так, как только в процессе систематического обучения этому делу человек узнает всю правду об их наличии или отсутствии. Значит, лишь совершенствуя те качества, которые присущи от природы, можно добиться высоких результатов.
Сущность и понятие задатков
Под задатками в психологии подразумевают предпосылки к развитию способностей.
На формирование задатков влияет нервная система и особенности нервной системы, которые выступают основой для формирования тех или иных способностей. Определяют два вида задатков:
- У человека с рождения есть врожденные, присущие ему качества.
- Приобретенные, которые обусловлены социальным развитием человека. Они могут быть приобретены только с помощью постоянного развития. Примером может послужить необходимость в знании элементарной математики, чтобы понять высшую.
В психологии индивидуальных различий исследуется развитие способностей от имеющихся задатков. Ответ на этот вопрос зависит от того, как человек развивается и какие у него задатки. Психологи по-разному отвечают на этот вопрос. Например, А. Анастази считает возможным, что множество сложных взаимодействий между наследственностью человека и его окружающей природой порождают индивидуальные различия в способностях этих людей. Именно наследственность влияет на способности людей.
После того как ученые начали изучать способности человека, возник следующий вопрос: что представляют собой врожденные и природные задатки с точки зрения их физиологической основы. В настоящее время, в связи с этим, существует мнение, что наличие или отсутствие задатков зависит от общей или относительной массы мозга человека.
Следовательно, чем больше масса мозга, тем больше шансов у человека на развитие задатков. Тем не менее в действительности эта теория была признана несостоятельным, так как некоторые животные имели большую массу мозга и развитые способности.
А вот другая теория возникновения задатков связала их с строением мозга. В зависимости от сложности и дифференцированности строения головного мозга можно было судить о наличии у индивида различных задатков. Эта теория была достаточно распространенной. После этого, они стали рассматриваться в связке с определенными зонам мозга. Но и эта идея была отвергнута по следующим причинам:
- Не было никаких убедительных доказательств того, что они находятся в определенных участках мозга. Часто наблюдалось проявление одинаковых способностей у людей с разными повреждениями участка головного мозга. Рост определенного участка головного мозга может происходить вследствие различных патологий, возникающих в головном мозге (например, опухоль), а также, тем самым, не свидетельствовать о сложности и дифференцированности его строения.
- Некоторые исследователи связывают способности человека с функционированием головного мозга во всей его совокупности, а не только в отдельных его частях. В частности, теория функциональных органов А. Ухтомского.
Поэтому при изучении способностей и задатков человека следует учитывать наследственность, которая начинает проявляться с рождения. Например, у новорожденных детей-близнецов могут быть как общие черты в поведении, так же и особенности, отличающие их друг от друга. С рождения человек наделен многими качествами, которые впоследствии влияют на его индивидуальность, могут облегчать или затруднять ее формирование. Однако тот факт, что у младенцев вскоре после появления могут обнаруживаться различия в доминирующем психофизиологическом состоянии, свидетельствует о том, что определенные психические состояния и виды поведения находятся в сфере прямых генетических воздействий.
Нет времени решать самому?
Наши эксперты помогут!
Контрольная
| от 300 ₽ |
Реферат
| от 500 ₽ |
Курсовая
| от 1 000 ₽ |
Интересные факты
Многие ученые считают, что природа человеческих способностей не поддается однозначному определению. Некоторыми из них были высказаны предположения о том, что способности биологически обусловлены природными задатками и полностью зависят от них. Изменить скорость их проявления может только обучение, воспитание.
При этом часто приводят в качестве примера случаи раннего проявления задатков, которые были обнаружены у одаренных детей. Музыкальная одаренность Моцарта выявилась в три года, Гайдна — в четыре, талант в живописи и скульптуре у Рафаэля — в восемь лет, Ван-Дейка — в десять. В качестве подтверждения этих доказательств исследователи приводят родословную выдающихся представителей науки и искусства, демонстрирующие родственные взаимосвязи у выдающихся людей. Бабушка Л. Н. Толстого Ольга Трубецкая и прабабушка А. С Пушкинского, Анна Сергеевна Пушкина, были сестрами. Пять крупнейших представителей немецкой культуры — поэты Гете, Шиллер, Гельдерлин и Гегель, физик М. Планк, имеют одного предка Иоганна Канта, философа XV века.
Интересна в этом отношении родословная семейства немецкого музыканта Баха, родоначальник которого был булочник В. Бах, любитель музыки и пения. В семье Бахов в течение двух веков было около 60 музыкантов, среди них более 20 выдающихся.
В пользу наследственности способностей говорят также имеющиеся многочисленные династии артистов, художников, военных медиков, педагогов. Однако чаще всего говорят о социальной наследственности, где ребенок идёт по стопам своих предков не только из-за наследственной обусловленности, но и потому, что с раннего детства он усвоил и полюбил профессию родителей.
А вот противоположное мнение заключается в том, что особенности психики полностью зависят от качества воспитания и обучения. Дети самых отсталых и примитивных народов, получив соответствующее образование и воспитание с раннего возраста, ничем по сравнению с образованными европейцами не отличаются. Некоторые случаи ранней социальной изоляции приводят детей в состояние «маугли». С точки зрения этого представления у каждого ребенка можно развить любые способности.
По мнению многих исследователей, именно наследственность является ограничением для развития способностей, а их реализацию определяют воспитание и обучение.
При проведении эксперимента по обучению и воспитанию детей с использованием репродуктивных методов, отечественный психолог А. Р. Лурий показал изменения в выполнении творческих конструктивных задач у детей при соответствующем обучении и воспитании, а также отсутствие таковых изменений у другой группы, которая была организована репродуктивными методами. Из пяти пар двухлетних близнецов была создана одна группа. Первая группа создавала модели из мелких деревянных деталей: первая часть просто копировала модель, а вторая получала конструкцию, обклеенную бумагой, и детям надо было подумать, как сделать такую модель. У испытуемых второй группы интеллект оказался выше, чем у испытуемого первой группы.
При этом в качестве конечного результата этой теории было принято предположение, что у каждого человека есть возможность развить любые способности. В рамках данной концепции создаются специальные центры «выращивания» талантливых детей, внушая родителям, что их дети не уступают по интеллектуальному потенциалу Леонардо да Винчи, Шекспиру, Моцарту и Эйнштейну. При этом жизненный опыт и специальные исследования свидетельствуют о том, что нельзя отрицать задатки, которые индивидуальны для каждого человека.
В сущности, природные различия между людьми, являются различиями по задаткам, и предпосылкам развития способностей.
Задатки – врожденные анатомо-физиологических особенности мозга, нервной системы, анализаторных систем, которые обусловливают природные, индивидуально неповторимые различия между людьми.
Развиваясь на основе задатков, способности являются функцией не задатков самих по себе, а результатом развития, в процессе которого сами задатки включаются лишь как предпосылки. Особое значение имеет строение нервной системы и структура мозга. Они влияют на развитие способностей к любому виду деятельности. Однако, как утверждают исследования способностей отечественных психологов, в задатках следует усматривать отнюдь не анатомо-физиологические, а психофизиологические свойства, причем те, которые проявляются у человека в самый первый период овладения какой-либо деятельностью.
Это связано с тем, что некоторые качества личности могут повлиять на успешность или неудачу в решении проблем. Особое значение имеют здесь такие психологические характеристики, как собранная и настойчивая.