Характеристика и способности личности
Главные характеристики личности
В любой организации есть люди, которые принимают решения, а также те, кто выполняют их. Благодаря этому можно добиться поставленных целей. Однако в процессе достижения цели между индивидами возникают разнообразные конфликты. По этой причине конфликты возникают из-за того, что отдельные лица являются личностями, у которых собственные: цели и ценности; опыт и навыки; потребности; интересы. И именно поэтому реакция людей различна на одно и то же событие. Например: для того чтобы получить премию, сотруднику нужно выйти на работу в выходной день, а также выплатить ему премию. Сотрудники будут реагировать на это по-разному. Кто-то согласится с экономической точки зрения, кто-то будет недоволен, однако принять решение, а кто-то просто выразит свое недовольство вслух. Разнообразие реакций требует от менеджеров понимания особенностей проявления качеств характера. В этом случае понятие личности является одним из главных для психологии как общей науки и психологии менеджмента.
Личность– это человек, а также его социальные качества (характер, особенности мышления, поведения, общения). В качестве сущности индивида выступают социальные свойства, параметры: взгляды; возможности; убеждения; ценности; и т д. Т.е. личность является социально-психологическим качеством человека, а «индивиду» принадлежит отдельное социальное качество – новорожденный. Личностью не рождаются и не становятся.
Процесс формирования личности – сложный процесс, где индивиду приходится формировать внутренний мир при коммуникации с другими людьми, выражать свое «я» и психические процессы. Как считают психологи, «ядром» личности является область мотивов и внутренние регулятивные механизмы (или же их комбинация).
К мотивам относят: потребности; интересы и направленность. В качестве внутренних регулятивных факторов выступают: самосознание; самооценка; самоуважение, и т д. С точки зрения психологии управления важными качествами личности считаются: темперамент; характер, способности; направленность личности. Способности и неспособности человека к виду деятельности, а также к взаимодействию зависят от психических свойств. При подборе персонала необходимо учитывать психические особенности человека, чтобы он мог выполнять работу качественно и в срок.
Темперамент человека
Темперамент – это устойчивость индивидуальных особенностей психики, сохраняющаяся на протяжении всей жизни, и индивидуальный темпо-ритм психических процессов, который характеризует скорость нервных процессов, устойчивость чувств.
Необходимо побеседовать с кандидатом, чтобы узнать его тип личности. Фактор темперамента напрямую зависит от врожденных физиологических свойств организма, которые были унаследованы человеком от типа нервной системы. Темперамент – это устойчивое явление. При этом в течение жизни нервная система, видообразовываясь зависит от: условий жизни и быта, перенесенных болезней. И поэтому вполне вероятно то, что это может быть связано с тем фактом, что в организме могут происходить изменения, влияющие на темперамент.
Классификация типов темперамента была разработана греческим ученым Гиппократом. Эту структуру используют и по сей день, она является основной для понимания психологических особенностей людей. Как и классификация: «сангвиник» или «холерик», «флегматик» или «меланхолик». Теперь мы посмотрим на каждый из них.
Типы темперамента человека
- Сангвиник.
Отличительные особенности человека данного вида: активность; быстрое и точное реагирование на изменения; легкое переживание неудач. У работника, который является сангвиником, есть энергия, быстрая речь и он может долго не уставать. Здесь есть свои минусы, сотрудник постоянно отвлекается и не может сосредоточиться на работе.
Человек обладает следующими качествами: порывистостью; страстью; неуравновешенностью; склонностью к эмоциональному переживанию; склонностью к резкой смене настроения. - Холерик.
Сотрудник-холерик имеет: высокую продуктивность; качество самостоятельного преодоления трудностей; качество громкого говорения. К минусам можно отнести чрезмерную торопливость и излишнюю нервозность. Человек обладает следующими качествами: медлительность, невозмутимость, стабильность настроения, скрытность душевного состояния. - Флегматик.
При этом работник-флегматик обладает следующими качествами: уравновешенность, вдумчивость и аккуратность; пунктуальность и качество тщательной работы. Есть недостатки: медлительность; инертность и затруднения в переключении на другую деятельность. Имеют следующие качества: ранимость; глубокое и искренне переживание из-за мелочей; скрытность душевного переживания; тихий тембр голос; смущение. - Меланхолик.
Работник-меланхолик выполняет работу со стереотипными действиями. Негативные стороны: нет лидерских качеств; критика должна быть наедине. Датский художник-иллюстратор Х. Бидструп изобразил на рисунке 1. все виды темперамента. В центре картины изображена одна ситуация: на скамейку садится человек, который имеет определенный тип темперамента, и к нему подсаживается другой человек.
Это изображение относительно, по типу темперамента, четкого разделения нет. А люди, имеющие один и тот же тип поведения, в зависимости от ситуации по-разному его проявляют.
Так же может демонстрироваться феноменом «маскировки темперамента», т.е. человек намеренно «блокирует» врождённые качества, заменяя приобретёнными привычками и навыками поведения.
Например: в случае успеха на работе, руководитель-холерик может стать более сдержанным. С помощью знания основных характеристик темперамента можно значительно облегчить общение с людьми, а это в свою очередь способствует: эффективному управлению работы; снижению количества конфликтов; и предотвращению конфликтов.
Какова особенность характера человека
Характер важный элемент, который характеризует личность, а также это сочетание индивидуальных устойчивых психических особенностей субъекта с его обычным способом поведения и отношения к действительности. Это связано с тем, что характер и темперамент тесно связаны. На характер влияет темперамент. Но они отличаются друг от друга: темперамент – это врожденная особенность, а характер – это приобретенное явление в процессе воспитания.
В чем заключается суть типов характера
- Определенный характер – явление с одной или несколькими доминирующими чертами. Например, у Плюшкина из поэмы “Мертвые души” ярко проявлялась жадность, ей были подчинены другие черты характера.
- Неопределенный характер — отсутствие доминирующих черт, или свойство, которое не имеет доминирующего характера, поэтому на первый план выходят различные качества характера, которые зависят от ситуации.
Характеры можно описать только в случае их цельности.
Цельные характеры – особенности, которые не противоречат друг другу ни в одном из своих аспектов, для них характерно единство мыслей и эмоций.
К примеру, Татьяна из романа “Евгений Онегин”. С одной стороны, противоположность цельного характера – противоречивый, для которого характерен конфликт между: целями и поведением; мотивом и побуждением; намерениями; чувствами; желаниями; стремлением. Хлестаков из пьесы “Ревизор” имел противоречивый характер: он мечтал об успешной карьере, но при этом являлся бездельником и т.д. для работодателя такой человек представляет собой потенциальную угрозу.
Особенности характера
Характер делится на: волевой, моральный, эмоциональный.
- Волевые черты характера – это стремление к достижению цели; настойчивость; решительность; смелость; отвага; трусость.
- К моральным качествам характера относят: чуткость; гуманность, справедливость; внимательность; лживость; коллективность; коллективизм; индивидуализм.
- В качестве эмоциональных черт личности выделяют такие качества как: вспыльчивость, нежность, плаксивость, обидчивость, страстность.
Отдача от сотрудников зависит не только от их профессиональных качеств, но и от их морального облика. Наличие у сотрудника таких качеств говорит о его искренности, доброте и внимательности. В первую очередь это касается руководителя, который должен обладать волевыми качествами: решительностью, выдержкой и так далее.
Нет времени решать самому?
Наши эксперты помогут!
Контрольная
| от 300 ₽ |
Реферат
| от 500 ₽ |
Курсовая
| от 1 000 ₽ |
Дополнительные качества человека
С точки зрения психологии, интроверты и экстраверты – это характеристики индивидуально-психологических различий лиц.
Экстраверты – люди, которые стремятся к общению с другими людьми. Чаще всего экстравертами являются сангвиники и холерики. Им присущи: импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность.
А интроверты – люди, которые больше всего внимания уделяют своему внутреннему миру. Чаще всего, интровертами являются меланхолики, флегматики. В их характере есть: общительность; замкнутость; социальная пассивность; самоанализ. Для полной характеристики человека как личности, важно и нужно знать о его способностях.
Способности — психологические особенности, которые являются субъективными условиями для успешной деятельности.
Они образуются в процессе взаимодействия с обществом. При этом стоит помнить о том, что способности – это: знания и умения; быстрота овладения навыком; прочность суждений. В состав способностей входят несколько компонентов, которые могут заменить недостающие. Так, например, если человек не может быстро усвоить материал, он может заменить это упорством. Для развития определенных способностей ученые создали много методик. Например, есть методика по развитию музыкального слуха. В настоящее время вопрос о формировании способностей к определенной деятельности является наиболее важным в психологии управления. Многие ученые считают, что способности можно развить при помощи усердия и личных целей.
В отечественной теории способностей были труды многих выдающихся психологов – Выготского, Леонтьева, Рубинштейна, Теплова, Ананьева, Крутецкого, Голубевой.
Б. М. Теплов, определяя содержание понятия способность, сформулировал три ее признака, которые лежат в основе многих работ:
- Способности – индивидуальные особенности, которые отличают одного индивида от другого.
- Их можно отнести к успеху в выполнении какой-либо деятельности.
- По мнению авторов, способность к обучению не сводится к личным навыкам, умению и знаниям, а может объяснить легкость и быстроту приобретения этих навыков.
Способность, как психическая особенность человека, не является врожденным свойством, а представляет собой результат развития и формирования ее в процессе какой-либо деятельности. В основе их лежат врожденные анатомо-физиологические особенности – задатки. В то же время, способности развиваются на основе задатков, но они отнюдь не являются их функцией, а задатки – это лишь предпосылки развития способностей. На данный момент нет никаких доказательств, что у каждого человека есть свой индивидуальный набор способностей, поэтому отрицается наличие для каждой способности своего предуготованного задатка. При этом, на основе разных задатков развиваются разные способности, которые одинаково проявляются и в результатах деятельности.
Различные способности у разных людей могут возникнуть на основе одинаковых задатков. Психологи утверждают, что способности связаны с Деятельностью. По этой причине, способность всегда развивается в деятельности и представляет собой активный процесс со стороны человека. Все виды деятельности, в которых формируется способность, всегда конкретны и историчны.
Установка – это психическая предрасположенность индивида к конкретному поведению, которое ориентирует его деятельность.
Если вы хотите усовершенствовать свои способности, то вам необходимо сформировать у индивида установку. А порой и самая сильная методика может оказаться бессильна. В качестве дополнительного компонента выступает направленность личности.
В основе направленности личности лежит психическое свойство личности, которое выражается в целях и мотивах ее поведения.
Мотивы побуждают человека совершать те действия, которые необходимы для достижения целей. В них проявляется потребность личности, которая делится на: материальные; духовные.
- К материальным относятся: одежда, продукты питания и т.д.
- К духовным – книги, образование и т.д. Из мозга они превращаются в формы желаний и влечений, интересов.
По мнению физиолога Павлова И.П., если щенка кормить молочными продуктами, то у него не будет пищевой реакции на них. И она проявится в тот самый момент, когда животное начнет есть мясо. Для человека потребности – это мотивы, и они могут быть расширены, а могут и сузиться. Когда мотивы осознаются лицом, то они становятся целями. Их совокупность раскрывает направленность личности. Так же можно отметить и психологические характеристики личности студента: один студент хочет получить отличную оценку за экзамены, чтобы не потерять своей стипендии, а другой – стремится приобрести навыки профессии. В этом случае оценки по предметам могут быть одинаковыми, но цели у них будут разными.
Вывод: мотивы определяют личность человека.