Основные отрасли психологии
Система психологических дисциплин
Достижения в области других наук широко используются в решении проблем современной психологии, а знания и достижения в этой области активно применяются в других дисциплинах. Таким образом образуется двойственная связь между учениями, с применением психологической науки.
Философ Древней Греции Платон в своих трудах предлагал классификацию всех существующих учений, эта классификация дала схему всех научных знаний того времени. Она представляла собой подобие структуры психологии — строения познавательных способностей человека:
- Диалектические способности — ум, соображение, развитие.
- Физика — познание через чувства, восприятия.
- Этические дисциплины — стремление, воля.
Немецкий философ Гегель классифицировал ученья таким образом, что психология связана с саморазвитием духа, воли:
- Субъективный дух как индивидуальное познание.
- Антропология как душевное состояние.
- Феноменология как проявление внешних действий.
- Психология рассматривается, как мыслящая духовная субстанция.
Французский философ XIX века Конт в своей классификации вообще не находит места для данной дисциплины. Она находится между социальными и биологическими дисциплинами. Только ближе к концу XIX века она вновь выделяется как отдельная научная дисциплина.
Введение данной доктрины в классификацию наук было обосновано, так как она являлась основой любых знаний по 2 причинам: она имела объективное содержание, и внутреннее строение, которое соответствовало психологическим сторонам научного анализа, теорий, концепций, идей познавательной деятельности человека.
Советский философ и психолог Б.Кедров классифицировал дисциплины, представлял их как треугольник, вершинами которого были основные ученья:
- Естественные науки — это вершина треугольника.
- Социальные — это левый угол.
- Философские — это правый угол.
Между углами треугольника расположены промежуточные дисциплины:
- между социальными и естественными находятся технические ученья;
- между естественными и философскими лежат математические дисциплины;
- между философскими и социальными расположены гуманитарные науки;
- в центре треугольника расположена Психология.
В треугольнике Кедрова существует тесная взаимосвязь наук, которая подчиняется ряду принципов:
- Развитие происходит от низших уровней к высшим.
- Соответствие принципам и законам развития дисциплин и полученных знаний.
- Объективность расположения наук, принцип их распределения связан с порядком изучения.
По мнению Кедрова психологическое ученье должно располагаться в центре, потому что во всех сферах познавательной, практической и теоретической активности человек находится со своей психикой. Таким образом психологическая дисциплина создает тесные взаимосвязи со всеми учениями. Но она расположена ближе к философским, так как мышление — это предмет изучения не только психологических наук, но и диалектических, а так же логики.
Связь с другими науками
Изучая поведение и психику человека в соответствии с его биологической основой во взаимодействии с внешней социальной средой, психологическое учение тесно контактирует с общественными и естественными дисциплинами.
Связана эта доктрина и с медициной, доказательством чего служит то, что большинство заболеваний имеют психологическое происхождение, а также психологические методы исследования и лечения могут оказать существенную помощь в постановке диагноза, подборе и проведении лечения заболевания. Существует целая научная отрасль клинической медицины — психиатрия, которая занимается раскрытием причин и лечением заболеваний, связанных с нарушением психической деятельности.
Общественные науки дают психологии большие возможности в понимании психики и сознания человека с теоретической точки зрения. При этом рассматриваемая доктрина берет за основу философское учение о человеке.
Связь с историей можно отследить в том факте, что формирование высших психических функций человека было возможно при появлении, развитии исторических достижении цивилизации, таких как развитие орудий труда, появление знаковой системы, языков.
Рассматриваемая доктрина тесно связана с генетикой, именно на основании генетических исследований и данных есть возможность предполагать наличие тех или иных психологических заболеваниях, проблемах, а психогенетика занимается определение и изучение роли генотипа и среды, в которой происходило формирование личности индивидуума.
Психофармакология — это дисциплина, которая изучает влияние на психические процессы тех или иных фармакологических препаратов.
Психологическая наука — это система знаний, которая имеет предмет изучения — психологические явления, она объединяет дисциплины в систему знаний.
Психологические явления активизируется практикой, где есть свои задачи и цели, ставятся проблемы, которые раскрываются в научных исследованиях. Из-за этого появляется ряд частных учений и новых отраслей научной психологии. На сегодняшний момент психологические ученья занимают пограничное положение между естественными и общественными дисциплинами, ни к одной из них они не могут быть полностью присоединены.
Основные отрасли психологии как науки
Психологическая наука — это разветвленная система, на сегодняшний момент существует много различных отраслей психологии. Происходит постоянное развитие отраслей психологии в современном мире.
Отрасли психологии как науки активно развиваются, и каждые 3-5 лет появляются новые направления, поэтому следует говорить не об одной науке, а о комплексе постоянно развивающихся психологических дисциплин.
Рассмотрим более подробно особенности отраслей психологии, ее основные отрасли и методы.
Отрасли современной психологии
Отрасли психологии личности позволяют установить связь дисциплины с другими ученьями.
На сегодняшний момент отраслями психологии являются:
- Фундаментальные ученья.
- Прикладные дисциплины.
- Специальные.
- Практическая дисциплина.
Нет времени решать самому?
Наши эксперты помогут!
Контрольная
| от 300 ₽ |
Реферат
| от 500 ₽ |
Курсовая
| от 1 000 ₽ |
Базовые дисциплины
Фундаментальные или базовые дисциплины имеют главную цель — это изучение психики человека, его познавательную и практическую деятельность. Эти доктрины дают знания необходимые всем других психологическим дисциплинам, имеют общее значение в объяснении и понимании закономерностей поведения человека. Базовые дисциплины принято называть — Общая психология.
Эта отрасль и ее разделы, при изучении каждого конкретного человека, выделяет в нем познавательные процессы, которые связаны с мышлением, восприятием, ощущениями, памятью, речью, вниманием. Благодаря этим познавательным процессам каждый человек получает и перерабатывает полученную информацию о мире, знания.
Общая психологическая наука имеет очень много разделов: женская, личности, мышления, эмоций и другие.
Прикладные отрасли знания психологии
Вторая группа — это прикладные отрасли психологии или прикладная психология, которая занимается решением проблем, волнующих все научные направления. Знания, полученные на основе исследований в области данной отрасли, активно применяются в какой-то определенной области: инженерной, космической, авиационной и т.п.
Отрасли специальной психологии
Третья большая группа — это отрасли специальной психологии, которые занимаются изучением вопросов, связанных с познанием.
Практическая психологическая наука
К данной группе относят дисциплины, целью которых является применение психологических теорий и навыков при работе с людьми, для решения реальных психологических проблем и задач. Люди, работающие в данном направлении, призваны проводить профилактические и коррекционные мероприятия.
Дела и поступки человека зависят от свойств личности, среди которых эмоции, мотивация, способности, воля, характер, темперамент, установки.
Таким образом, современная психология — это дифференцированная система, которая характеризуется разветвленностью психологических дисциплин. Все данные отрасли, несмотря на их многообразие и отличия, имеют общий предмет изучения — это механизмы, закономерности, процессы в психике человека, как высшая форма взаимодействия человека с предметами материального мира.
Методы психологии
В психологических учениях применяются следующие методы исследования:
- эксперимент в условиях лаборатории и в естественных условиях;
- наблюдение;
- изучение биографии личности;
- анкетирование;
- психологическое моделирование и другие методы изучения.
Современную психологию характеризует процесс дифференциации, который и определяет широкий спектр психологической науки, несмотря на существенные отличия друг от друга эти науки имеют общее, а именно предмет исследования.