Способы невербального общения

2 285
31 октября 2022 г.
Время чтения:  7 минут

По мнению многих людей, основной формой их общения является речь. Поэтому каждый из нас прекрасно понимает, что понять человека, общаясь с ним по телефону, порой бывает гораздо сложнее, чем при обычном разговоре. Это происходит из-за нехватки невербального общения, ведь жесты и мимика являются очень важными составляющими коммуникации, но при телефонном разговоре мы этого не замечаем. В этой статье вы узнаете, что такое невербальное общение, какие формы он принимает, какое значение имеет и как можно научиться максимально эффективно его использовать.

Каковы особенности невербального общения?

Определение

Невербальное общение – это передача информации посредством любых каналов коммуникаций, отличных от вербальных (словесных).

Это могут быть жесты, мимические движения, смена позы, интонация и речь, тембр голоса или определенные демонстрационные действия. В зависимости от темы разговора, соотношение вербальной и невербальной составляющей коммуникации может изменяться в широких пределах.

В целом, в процессе общения мы передаем информацию двумя путями: вербальным и невербальным

Когда один человек говорит другому: «Вот эту рыбу поймал», он задействует оба канала. На словах (вербально) ему сообщают, что он поймал рыбу, а руками (невербально) показывает ее размер, то есть, дополняет информацией важные факты.

Интересно

Слово «вербальный» образовано от латинского слова verbalus (словесный), что означает «словесный».

Они обозначают информацию, передаваемую посредством устной или письменной речи. Таким образом, слово “невербальный” является антонимом данного слова, и означает информацию, передаваемую другими путями.

Некоторые исследователи считают, что в обычном разговоре только 7 процентов информации мы передаем непосредственно словами и предложениями. Еще 38% приходится на интонацию и тон голоса, а оставшиеся 55% – это мимика и жесты. Конечно, это не универсальные значения, так как все зависит от вида информации. Например, список покупок можно отправить и текстовым сообщением — он не станет менее информативным. Возвратившись с отдыха после отпуска, хочется поделиться своими впечатлениями только в живом диалоге.

Невербальное общение и его способы

Существует достаточно много каналов невербального общения. Чем больше человек вовлечен в разговор, тем активнее он ими пользуется. При этом чаще всего используются такие каналы как:

  1. Мимика. Выражение лица является самым информативным каналом невербального общения, который позволяет передать множество эмоций, выразить восхищение или неодобрение, показать свое несогласие или согласие. С помощью взгляда можно показать, что человек недоволен, а можем и подмигнуть, показывая, что мы с ним заодно.
  2. Жесты. К примеру, мы с детства привыкли к использованию жестов для общения наравне с речью и мимикой. Некоторыми из них являются естественные и выглядят одинаково в мире. Не все из них являются зависимыми от культуры или имеют ее в виду, но мы привыкнем к ним и используем без размышлений. В разных культурах одни и те жесты могут иметь противоположный смысл. Поэтому, собираясь в другую страну, стоит поинтересоваться о культурных особенностях. Возможно, что ваш жест, который кажется вам безобидным и дружелюбным, будет выглядеть как грубый, грубый или даже враждебный.
  3. Взгляд. Направление взгляда и взгляд на собеседника являются одним из ключевых каналов невербальной коммуникации в целом. Чуть заметные движения глаз, широко раскрывшиеся веки и поднятая бровь – это сигнал, который мы улавливаем моментально, даже не задумываясь. Иногда взгляд может передать то, что не в силах передать словами.
  4. Поза. Этот канал транслирует информацию, которая не планировалась для передачи человеку. По позе и по движению головы, по выражению лица и по тому, как он держит себя, можно многое сказать о его настроении или самооценке. Всегда можно понять по тому как человек себя чувствует в той или иной позе, насколько комфортно ему в данной обстановке и насколько уверенно он может себя чувствовать.
  5. Прикосновения. Прикосновения к собеседнику – это часть социального взаимодействия людей. На самом деле, в зависимости от ситуации это может быть и рукопожатие, и прикосновение к локтю, и похлопывание по спине, и дружеские объятия.
  6. Пространство. Расстояние между собеседниками имеет значение для комфортного общения. Некоторые люди используют сближение как неверный сигнал, показывая симпатию, любовь, сексуальный интерес, желание доминирования или агрессии.
  7. Голос. Во время общения мы «играем» с голосом, изменяя тональность и тембр, делая многозначительные паузки, ускоряя или замедляя темп речи. А что-то из этого мы делаем по наитию, а что-то не выходит, но многое говорит о нашем настроении и даже мыслях.

В большинстве своем, эти каналы умело используют представители гоп-культуры. Эти люди хорошо знают, что такое невербальное общение, и как его можно использовать. Кроме того, у них от природы развиты эмпатия. В их позе и сгорбленной спине можно с легкостью определить неуверенного в себе человека. Не обращая внимания на его робкую попытку приблизиться, они подходят ближе, обнимают за плечо, чтобы показать «дружеские» намерения. С помощью этого жеста они сознательно провоцируют человека на выполнение требований и тем самым доставляют ему дискомфорт.

Роль невербальной коммуникации

Общение с помощью невербального метода является важным дополнением к основному общению, которое позволяет передать собеседнику намного больше информации, повысить уровень взаимопонимания между ними и сделать более конструктивным любой разговор. Как считают психологи, пять основных функций невербальных сигналов – это следующие:

Дублирование. По жестам, мимике или интонации человек может повторять основное сообщение, подтверждать его, делая более понятным и однозначным.

Противоречие. Неосознанно или же сознательно человек может показать, что имел в ввиду нечто противоположное. Например, если он говорит о своих планах, то может многозначительно подмигнуть.

Подмена смысла. С помощью мимики и жестов можно изменить смысл фразы, а также показать, что она была произнесена в прямом смысле.

Дополнение к уже ранее сказанному. Какие-то жесты могут передавать дополнительные сообщения. Или другой пример: Человек может сказать «мне это надоело», но при этом всем видом показать, что ему это не нравится.

Усиления смысла. Хорошие слова можно подчеркнуть дружелюбной улыбкой, а эмоциональное высказывание – ударом кулака по столу.

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Контрольная

| от 300 ₽ |

Реферат

| от 500 ₽ |

Курсовая

| от 1 000 ₽ |

Неправильное поведение в невербальном общении

Чтобы заметить неосознанные сигналы в поведении собеседника, не обязательно быть специалистом в этой области. А вот себя контролировать, избегая ненужных жестов и мимики, гораздо труднее. Именно поэтому стоит запомнить все возможные ошибки и постоянно напоминать себе о том, что их не стоит совершать. Чаще всего речь идет о таких невербальных сигналах, как:

1. Зажатые пальцы рук. Если человек прикрывает ладони, создается впечатление, что он чего-то боится или говорит неискренне. Нет, не нужно демонстрировать свое пренебрежение к собеседнику. Придерживайте руку на виду (не сжимайте кулак), не кладите его в карман, не прячьте в карманах.

2. Отведенные глаза. Если собеседник смотрит в сторону, создается впечатление, что он неискренен. Не отводить взгляд от собеседника можно только в том случае, если у вас есть на то причины. Если вы обедаете и общаетесь, то это не должно быть проблемой.

3. Приглушенный голос, опущенные плечи и сутулая спина. Как правило, такие люди выглядят очень уставшими или неуверенными в себе. Следите, чтобы ваша спина всегда была ровной, а плечи – расправленными.

4. Вторжение в личное пространство. У разных людей ширина зоны комфорта разная. Однако если вы выросли на селе или же где-то в глубинке – то ширина ее будет гораздо больше, чем у городского жителя. Всегда будьте готовы к тому, что собеседник может быть недоволен тем, что вы слишком близко подошли к нему.

5. Прикосновения к телу, ушам и рукам. О скрытых переживаниях говорят прикосновения к разным частям тела. Постоянно суетящийся человек выглядит неуверенным. Всегда сидите ровно и спокойно, а если хотите чего-то подправить, то лучше сделать это открыто (например, посмотреть в зеркало), а не украдкой.

В каких случаях стоит развивать навыки невербального общения?

Невербальный контакт является важной составляющей межличностного общения. Тот, кто способен хорошо понимать и правильно интерпретировать чужие невербальные сигналы, намного лучше понимает любого собеседника. Как реагирует на его слова другой человек, он сразу же замечает попытки манипулировать собой. Кроме того, это умение помогает контролировать собственные невербальные сигналы. Человек, который хорошо контролирует свою мимику и жесты, производит хорошее впечатление.

Умение хорошо видеть и контролировать невербальные сигналы и язык тела развить совсем не сложно. Начните более внимательно смотреть на людей, с кем вам приходится общаться. Постарайтесь заметить любое случайное движение в сторону ваших мыслей или переживаний собеседника. Принимайте во внимание все: выражение лица, движения глаз, жесты рук, смену позы и осанки, интонацию и тембр голоса.

По мере того как это будет становиться все более и более увлекательной игрой, она станет приносить вам все больше и больше новых открытий. С каждым днем ваши навыки будут улучшаться. Постепенно вы научитесь замечать определенные невербальные сигналы и в своем поведении. Это поможет вам в своевременном предотвращать нежелательные и подчеркивать такие, которые вы сочтете правильными.

Выполнение любых работ по психологии

Реферат по психиатрии
4.9 из 5
1570 отзывов
от 500 руб.
от 3 часов
Подробнее
Реферат по конфликтологии
4.9 из 5
1570 отзывов
от 500 руб.
от 3 часов
Подробнее
Заказать реферат по психологии
4.9 из 5
1570 отзывов
от 500 руб.
от 3 часов
Подробнее
Курсовая работа по педагогической психологии
4.7 из 5
1815 отзывов
от 1970 руб.
от 1 дня
Подробнее
Курсовая работа по социальной психологии
4.8 из 5
1859 отзывов
от 1970 руб.
от 1 дня
Подробнее
Курсовая работа по общей психологии
4.9 из 5
12881 отзыв
от 1970 руб.
от 1 дня
Подробнее

Популярные статьи

виды и характеристики ускорения

Виды мотивов в психологии: понятия, характеристика

Анима и Анимус. Архетип Персона. Тень. Индивидуация

Эмпирический и теоретический уровни научного познания

Общение: функции, разновидности и уровни