Правила речевого этикета
Важно иметь определенную культуру, чтобы общаться с людьми независимо от их социального положения. В общении с людьми нужно соблюдать правила этикета.
Собеседники — это люди, которые могут внимательно слушать и не перебивать рассказчика.
Какие способы могут помочь вам склонить деловых партнеров к своей точке зрения и влиять на них так, чтобы они выполняли все то, что вы хотите? Данный навык — это умение найти общий язык с партнером.
В основе речевого этикета лежит совокупность норм и правил общения, используемых членами общества в определенных ситуациях.
Субординация — это система взаимоотношений между старшими и младшими, которые имеют более высокий статус в иерархии: должность (должность), звание (служебный чин) и возраст.
Особенности этикета – это описание повседневных правил языка и норм поведения на нем. В повседневной жизни правила речевого этикета используют все носители языка, в том числе и не имеющие норму, легко распознавая эти формулы в потоке речи и ожидая от собеседника их использования в определенных ситуациях. С помощью языка вы должны понять элементарные элементы речевого этикета настолько глубоко, что они воспринимаются «наивным» языком как часть повседневных действий людей. Из-за нарушения правил речевого этикета может появиться чувство обиды или унижения.
Истинной основой речевого этикета являются словесные формулы, определяющие характерную особенность общения. Любой акт общения имеет начало, основную и заключительную части.
По этой причине формулы речевого этикета можно разбить на 3 основные группы.
- для начала общения.
- в общении.
- для завершения общения.
Что нужно знать о правилах и нормах речевого этикета на этапе знакомства/ первого обращения к человеку при встрече
Обращение – это главный элемент речевого этикета. Следует помнить, что обращение — это неотъемлемая часть общения и используется во время всего разговора.
Подобный инструмент использовался в течение многих веков, чтобы донести людям информацию о происходящем в стране и мире.
Так как, в качестве обращения используются имена людей по степени родства (отец, дядя, дедушка), по возрасту и полу (старик, мальчик, девочка), обращение помимо вокативной функции указывает на соответствующий признак. Они могут использоваться в качестве эмоционального фона, и как экспрессивная оценка. В общем описании таких обращений есть общая характеристика. Их определяют, как адресат, так и сам адресант.
Слова – обращения, некоторые из них, такие как собственные имена (в их основной форме), название профессии и должности являются обращением в официальной речи.
Приветствие, если один собеседник не знает другого собеседника, то он начинает знакомство с ним. И это может происходить как напрямую, так и опосредованно. Правила хорошего тона не позволяют вступать в разговор с незнакомцем и не представляться. Часто случаются ситуации в жизни, когда необходимо будет представить себя. Этикет требует определенных формул:
- Разреши(те) мне с тобой (с вами) познакомиться.
- Мне хотелось бы с тобой (с вами) познакомиться.
При посещении какого-либо учреждения или организации, когда предстоит разговор с официальным лицом, следует представиться ему. Для этого необходимо использовать одну из формул:
Я – Александр Михайлович!
В случае если посетитель не называет себя, то тот, кто пришел, сам спрашивает:
- Назовите пожалуйста вашу фамилию.
- Как, простите ваше (твое) имя, отчество?
Знакомые и незнакомые люди приветствуют друг друга при встрече. В русском языке главное приветствие – здравствуйте! Старославянский глагол «здравствовать», что означает «быть здоровым. Кроме того, есть приветствие с указанием времени встречи: доброе утро, добрый день и добрый вечер.
Речевой этикет требует и характера общения, т.е., очередность приветствий. Приветствуют первыми:
- Мужчина-женщину.
- Младшие по возрасту – старших.
- Член делегации – ее руководителя.
Формам общения противостоят формулы, применяемые в конце общения. Такие слова – это формулы расставания и окончания общения. Это пожелание:
- Желаю всем вам всего хорошего.
- До свидания.
Языковой этикет, как правило, связан с ситуацией речевого общения и его характеристиками: личностей собеседников, темой разговора (местом), временем или целью беседы. Он представляет собой комплекс языковых явлений, ориентированных на адресата, хотя личность говорящего (или пишущего) также учитывается. На это можно наиболее эффективно показать, употребляя, Ты — и Вы — форм в общении.
Что касается общего принципа: Вы — это форма, используемая для выражения уважения и большей формальности общения; ты – эта форма использования в неформальном общении между равными по возрасту или должностям людьми. По этой причине реализация данной идеи может быть различной. В зависимости от того, как участники речевого общения относятся к возрастной и служебной иерархии; находятся ли они в родственных или дружеских отношениях с каждым из них.
Речевой этикет может быть разным. В зависимости от темы, места, настроения и цели общения. Стиль общения может отличаться в зависимости от того, является ли тема разговора печальным или радостным событием; существуют специфические этикетные правила для места встречи.
Есть несколько вариантов, которые зависят от ситуации. Наиболее распространенные три ситуации: торжественный, рабочий, траурный. Во время торжества отмечаются государственные праздники, юбилеи предприятий и сотрудников предприятия или получение наград. В торжественное время также отмечают дни рождения, именины и знаменательные даты семьи или её членов. К каждой важной дате готовятся поздравления и приглашения. Клише для приветствия и поздравления меняются в зависимости от обстановки (официальной, полуофициозной или неформальной).
Приглашение в гости:
- Позвольте мне, пожалуйста, пригласить Вас.
- Мы приглашаем Вас к нам на праздник (юбилейный, юбилей)
Поздравляем с праздником:
- Я искренне поздравляю вас!
- От лица и по поручению руководителя, мы от души Вас поздравляем!
Поздравления должны быть максимально корректными и искренними во множестве других случаев общения. Обычно, поздравления – это ритуал уважения и радости за близкого/родного человека. В поздравлении не должно быть личных тем и вопросов для адресата поздравлений.
Некая содержательная часть поздравительного текста – это церемония выражения радости, но ничего более.
С этим связана серьезная проблема, связанная со смертью и гибелью, убийством либо другими событиями. Это несет несчастье и горе. И в этом случае выражаются соболезнования. При этом они не должны быть сухими и казенными.
Строго выдержанные формулы соболезнования обычно содержат в себе эмоциональную окраску и имеют определенную эмоциональность:
- Я искренне сочувствую Вам.
- Приношу свои искренние соболезнования.
Не менее важны правила речевого этикета и в повседневной деловой обстановке (деловой или рабочий разговор). Для определения результатов продаж или определения их стоимости может возникнуть необходимость кого-нибудь поблагодарить и наоборот сделать замечания. Приводим речевые клише для ситуаций с использованием этих фраз:
- Благодарю Вас!
- Спасибо Вам большое!
- Благодарим всех сотрудников фирмы за хорошую работу!
Помимо официальных благодарностей существуют еще и неофициальные благодарности. Обычное “Спасибо”, “Благодарю”, “Вы очень любезны”, “Не стоит благодарности” и т.д.
Нет времени решать самому?
Наши эксперты помогут!
Контрольная
| от 300 ₽ |
Реферат
| от 500 ₽ |
Курсовая
| от 1 000 ₽ |
Этикет и вежливость
Теперь посмотрим на соотношение таких двух явлений, как этикет или вежливость. Понятие нравственности является одним из понятий морали, поэтому мы обратимся к словарю по этике. Он описывает вежливость как: моральное качество человека. Уважение по отношению к людям является обычной нормой поведения и привычным способом общения с людьми. Это значит, что вежливость – это показатель уважения. Кроме этого, следует использовать речь правильно и уместно. Речевой этикет — это неотъемлемая часть вежливости. Как правило, вежливость – это способ выражения уважения к другому человеку. Оно предполагает уважение человека, его достоинства как личности и внимание по отношению к другим.
По окончании беседы, как правило, происходит прощание, резюмирование или комплименты.
Когда разговор окончен, собеседники используют формулу расставания и прекращения разговора. К примеру:
- Желаю всего хорошего!
- До вечера понедельника (в воскресенье) – надежда, что новая встреча состоится.
Многие годы существуют старые традиции речевого этикета, согласно которой после того как вы прощаетесь с кем-то, вам следует сказать ему комплимент. Отвечая на комплимент, вы можете повысить настроение у адресата и способствовать его позитивному отношению к собеседнику.
Для начала разговора, знакомства или встречи с кем-либо, также можно сделать комплимент. Уместен он будет и в случае расставания после встречи.